Posted 27 августа 2018, 09:15
Published 27 августа 2018, 09:15
Modified 17 сентября 2022, 15:22
Updated 17 сентября 2022, 15:22
Сами авторы говорят о том, что идея «броска на восток» долго витала в воздухе, продиктованная с одной стороны ностальгическими настроениями (Анна Щеголева и Денис Саунин закончили Дальневосточный институт искусств, работали творчески и участвовали в выставках во Владивостоке и Приморском крае), с другой – желанием соединить два удаленных друг от друга, но связанных особыми духовными узами, города.
Несколько лет назад оба художника переехали в Санкт-Петербург, где успешно занимаются творческой деятельностью. Связь с любимым городом у моря, который они продолжают считать своим («Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский…»), не прерывалась. Однако это были в первую очередь дружеские контакты. В какой-то момент пришло осознание, что практически ни одна выставка современных живописцев Санкт-Петербурга или других городов центральной России так ни разу и не добралась сюда за последние десятилетия. К Анне и Денису присоединился Виктор Норкин.
Отсюда название арт-проекта - «Навстречу солнцу против ветра», указывающее на буквальные географические и климатические обстоятельства и в то же время метафорическое: авторы не боятся жизненных трудностей, открыты новым идеям и готовы преодолеть тысячи километров, чтобы представить работы последних лет во Владивостоке. Проект заявлен как двухчастный: первая – стартовая - выставка состоялась в начале 2018 года в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников. От нее начался отсчет и подготовка к нынешней выставке в залах Приморского отделения, где в представлено около 100 работ. Все они выполнены в технике живописи. Некоторые работы объединены в тематические серии.
Каждый из художников группы обладает своим индивидуальным лицом. Владивостокские зрители хорошо помнят работы Анны Щеголевой в городских и краевых выставках и нашумевшую персональную в галерее Portmay «Сентябрь, луна и сверчок» (2010). Подобным образом называлась одна из работ Анны, на которой была запечатлена компания друзей-художников, собравшихся в ее доме на о. Попов. Очень личное, эмоциональное начало, точно подмеченные детали, придающие сюжету жизненность, есть и в этой, и в других работах островного цикла. Он выявил особое качество А. Щеголевой – способность заострить фольклорную линию, приблизить персонаж к народному идеалу, соотнесенному с природным миром, сезонным укладом и прочими реалиями, которые сближают и делают неразрывными бытовой и бытийное.
Истоком этого, думается, можно считать и семейную историю Анны, выросшей в Калуге, знающей из рассказов бабушки о военном лихолетье, народном умении приспособиться к любым обстоятельствам, не утратить веру в идеальное, и ее собственную жизненную историю, в которой всегда присутствовал интерес к простому человеку, к его характеру, образу жизни.
Позже, когда обстоятельства ее собственной жизни привели Анну в Петербург, город с особой художественной культурой, эта линия, связанная с универсальностью народной мифологии русского человека, позволила не только не «потеряться» в массах владеющих кистью, но представить свой оригинальный взгляд на повседневность. Серия «6 соток», «Хэппи», «Банька» и другие работы являют художника, удивительно тонко чувствующего исконную русскую традицию, которая, несмотря на современные урбанистические трансформации, осталась неизменной в глубинном национальном сознании. Острохарактерные персонажи дачников, деревенских мужиков, бабушек в цветастых платьях правдивы и обаятельны. Персональные выставки Анны в музее-квартире И. И. Бродского, галерее «МАРТ», Белом зале Санкт-Петербургского Союза художников вызывали неизменно положительные отклики коллег по профессиональному цеху.
Живопись Дениса Саунина наполнена особой атмосферой, вызывающей ощущение скрытой тревоги. В его работах нет действия и нет повествования. В пустынных пейзажах фиксируется будто бы фрагмент реальности, но реальности, трансформированной фантазией автора, который придает ей фантастическое измерение за счет условности архитектурных построений, освобождения от излишних деталей, созерцательности.
Контраст реалистического изображения и особого ирреального настроения, которым пронизаны полотна Д. Саунина, создает эффект выхода за рамки обычного мира. Предмет воспринимается как символическое изображение, несущее скрытый смысл. Камни, стулья, шары, дома, корабли становятся проводниками некоего эмоционального настроя, который усиливается экспрессией цветового решения.
Тяготение к эстетике лаконичных построений обнаружилось в творчестве Дениса Саунина довольно рано. Представитель художественной династии Сауниных, думается, был внимателен к опыту отца Николая Саунина, работы которого отличались определенной мерой преобразовывания реальности, условности сюжетно-колористического построения.
Вместе с тем уже в раннем творчестве Дениса проявилась яркая творческая индивидуальность с характерным метафизическим восприятием мира. Он участвует в серьезных выставках - по итогам 2-го Всероссийского конкурса молодых художников в Государственной Третьяковской галерее, во Всероссийской выставке молодых художников в Центральном Доме художников в Москве, молодежной выставке «Надежда 7» в Большом выставочном зале Санкт-петербургского Союза художников и ряде других. Пускается на эксперимент, представив на 55-й Венецианской биеннале арт-проект «Россия. Попробуй завали», в котором предлагает национальную идею современной России в образе динамической скульптуры-неваляшки.
Постепенно оттачивается авторский почерк художника, в котором все отчетливее проступает стремление сформировать особое пространство картины, использовать цвет для создания настроения. В пейзаже оно рождается от цвета грозового неба, в портретах - от глубокого темного фона, на котором персонаж выглядит извлеченным из привычной среды, что и его превращает отчасти в символ.
Полотна Виктора Норкина объединены одной темой – темой фиксации особого мира, который существует внутри самого художника, мира фантастического, подчас ирреального. В каждой работе Норкина присутствует его персона - фигурка человека с родинкой на левой щеке, являющаяся объединительной в этой бесконечной визуальной повести.
Этот герой предстает перед зрителем и в работах, привезенных во Владивосток. Однако, принимать эту фигурку исключительно как персонификацию автора, вряд ли возможно. Этот герой, скорее, обобщенный персонаж со своими сновидениями, мечтаниями, эмоциями, которые свойственны каждому из нас. Усиливая образ, Виктор снабжает картину вербальной формулой, к примеру: «Небо речкой протекло мимо дома, я один сидел и думал о рыбке». В «Поливальщиках», «Прошло пять месяцев» она превращается в короткий рассказ. Вместе с тем, холсты Виктора Норкина отнюдь не рождают желания искать литературную подоплеку в сюжете. Они вызывают в первую очередь эмоцию, ощущение хрупкости жизни, поиска гармонии, эстетического идеала, который воплощен еще и средствами живописи: легкие, лаконичные по письму работы очень красивы.
Вообще говоря, поиск эмоции, стремление философского осмысления действительности, творческое отношение к жизни, являются объединяющими для всех художников группы. В современном художественном пространстве, где сюжетная картина – явление нечастое - значение выставки, в которой этот жанр представлен так полнозвучно и ярко, трудно переоценить.
Почему «Горынычи»? Это название творческого объединения часто вызывает некоторое недоумение. На самом деле всё просто – все три художника родились в год Дракона по восточному гороскопу. А русский «дракон» - это Горыныч. И тут уж точно есть сходство и объединяющее начало, без которых творческой группе никак нельзя.