Всего две недели, как в Приморском крае президентом РФ назначен новый временно исполняющий обязанности главы региона, а местные чиновники уже берутся за головы — в хорошем смысле этого слова. Поскольку время руководства краем Владимира Миклушевского расхолодило аппарат как в самом «белом доме», так и в муниципальных образованиях. Администрация края и её структуры, а равно и муниципальные органы, привыкли к непоследовательности и необязательности вышестоящего руководства, и к тому, что не следует спешить с исполнением указаний, которые могут вдруг измениться радикально. Но сейчас картина складывается совершенно иная.
Нынешним врио губернатора задан другой формат и другой темп в работе — причем, задан личным примером. С первых дней назначения в родной для Олега Кожемяко Приморский край, он не стал полагаться на слова официальных отчётов, а лично направился с инспекцией в пострадавшие от тайфунов город Уссурийск и Михайловский район. Где, опять же, не засел в администрациях, выслушивая должностных лиц местного самоуправления, а просто пошёл по дворам, здороваясь за руку с жителями, заходя в дома и на подворья, своими глазами разглядывая последствия стихии, оценивая условия, в которых оказались люди. Его земляки, ответственность за чью жизнь и быт возложена на Олега Кожемяко.
И это оказалось настолько странным, что опешили не только руководители муниципальных образований и их служащие, но и сами жители: стук в дверь — кто там? — это я, исполняющий обязанности вашего губернатора, можно войти?
Не просто можно, Олег Николаевич! Очень можно и очень нужно, давно уже пора. Люди в Приморье заждались простого, человеческого отношения к ним самим, их нуждам и к их проблемам!
Ведь почему силён в провинции фактор настороженности и недоверия к «варягам», в особенности жителям столиц? Не потому, что они плохие, а мы тут хорошие, вовсе нет. Потому, что им, с их сформированным образом жизни и мысли, не понятны повседневные бытовые трудности, с которыми сталкивается каждый житель глубинки в Приморье. Вроде оформления лесосек на дрова или работы медицинских учреждений в районах.
Например, Ирина Василькова, ставшая первой женщиной вице-губернатором в администрации Владимира Миклушевского, узнав о том, что в Лазовском районе из-за долгов не может нормально работать районная больница, посоветовала жителям района ездить за медпомощью в город. В её представлении это было просто: выйти из дому, 15 минут пройтись до метро, спуститься в подземку, проехать по районной радиальной ветке, пересесть на краевую кольцевую и выйти на станции Владивосток, крайбольница. И ей просто не понять, что нет в Приморье такого вот метро, а путь из Лазо до Владивостока занимает 6 часов на автобусе, который ходит раз в день. И билет до краевого центра стоит не 5 рублей, и даже не 50, и не 500 рублей, а больше тысячи — для пенсионера, на минуточку, эта поездка в краевой центр и обратно обойдётся в четверть месячной пенсии.
Отличие Олега Кожемяко от предшествующих руководителей Приморского края именно в том, что он, во-первых, знает жизнь в глубинке, и у него нет фантазий о равных возможностях в социально-бытовой сфере у жителей городов и отдалённых районов. А во-вторых, нынешний врио главы региона привык полагаться на собственные убеждения, верить своим глазам и ушам — лично оценивая ситуацию. Потому он и едет в районы, на долгострои к обманутым дольщикам, заходит на подворья в Уссурийске и в больницу посёлка Преображение. Лично. Точечно. По делу. Чтобы на основании того, в чём убедился сам, принять решение и поставить задачи. Чтобы потом так же своими глазами оценить результат исполнения своих поручений.
Такой стиль нового врио реально воодушевляет людей, за минувшие годы привыкших к тому, что власти до них нет дела, что решения принимаются на основании парадных отчётов и докладов, зачастую имеющих очень мало общего с реальным положением дел. Но в то же время этот подход к делу Олега Кожемяко буквально вводит в ступор чиновников, отвыкших от таких внезапных и личных визитов высшего краевого руководства, да ещё с их сугубо деловыми вопросами: не на заимке отдохнуть и в баньке попариться, а чётко и делово, по существу проблем.
Вот прямо в посёлке Преображение мост через реку в аварийном состоянии и уже давно. Почему? Кто ответственный? В чём проблема, что мешает его отремонтировать и привести в надлежащий вид? Немедленно разобраться, составить план мероприятий, с указанием сроков и ответственных лиц, и сделать мост, наконец. Чего проще?
Вот в больнице посёлка нет ни штатных специалистов, ни оборудования — почему? Средства в бюджете края заложены, почему не приобретается для больницы медтехника, на которой готовы были бы работать и молодые специалисты? Что мешает, конкретно? Когда это будет сделано?
Такой вот, не столично-вальяжный, а простой, провинциальный подход к делу с первых дней демонстрирует Олег Кожемяко на посту руководителя края. Наверное, потому, что, несмотря на богатый опыт руководства, он всё время был не в столичных мегаполисах, а в тех краях, что в столицах зовут «медвежьими углами», в провинции. А значит, от людей не отрывался, от их нужд и земных дел не воспарял в какие-то высшие сферы. Стоял на ногах, среди простых людей, не разучился их видеть, слышать и понимать. И люди это видят и ценят. Даже муниципальные чиновники, которым досталось от нового врио губернатора «на орехи», тоже оценивают его визиты правильно — внимание начальства, по существу, гораздо полезнее показных выездов, скрывающих за собой руководящее безразличие к реальному положению людей в Приморском крае.