По словам Новака, добыча нефти начнет стремительно падать после 2021 года, и к 2035 году снизится с 570 до 310 миллионов тонн, сообщает издание Forpost-sz.
По мнению главы «Росгеологии» Романа Панова, риск сильного спада добычи нефти в России весьма большой. Чтобы его избежать, сырьевые компании должны вести более активные поиски новых нефтегазоносных провинций.
Специалисты напоминают, что ресурсная база России после развала СССР восполняется за счет переоценки в сторону повышения старых запасов. Именно поэтому, отмечает специалист, необходимо в срочном порядке повышать объемы поисково-разведочных работ совместно с коэффициентом извлечения нефти (КИН).
Ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко отметил, что на данный момент в России сильно низкий коэффициент извлечения - 0,3. Если увеличить этот показатель хотя бы до 1%, то ежегодно страна сможет зарабатывать 23-25 миллиардов долларов дополнительной прибыли.
По его словам, в стране есть все механизмы для реализации увеличения КИН, однако для них нет системы государственного регулирования.
Он утверждает, что исполнителям невыгодны переговоры. Для этого государству необходимо директивно указать в лицензии (паспорте месторождения) нынешний коэффициент извлечения нефти, а также ту цифру, до которой его необходимо увеличить. Именно так компании станут обязаны выполнять государственный заказ и заказ общества, так как полезные ископаемые принадлежат непосредственно народу, подчеркивает Литвиненко.
Сегодня недропользователи добавляют в воду особые поверхностно-активные вещества, которые позволяют поддерживать пластовое давления для притока нефти. Однако эта технология уже начинает устаревать. Специалисты Горного института Санкт-Петербурга создали состав, который не позволяет образовываться набуханию и уменьшает межфазное натяжение на границе нефти и воды. Отмечается, что его концентрация в воде сведена к минимуму.
Благодаря стимуляции эксперты установили, что, в случае применения инновационной технологии, можно повысить КИН до 4,2%. Ассистентка кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Александра Кузнецова подчеркнула, что возможность изменения свойств пластов поможет государству пополнить федеральный бюджет и обеспечить прирост минерально-сырьевой базы.