Атомщики займутся навигационно-гидрографическим обеспечением. Иначе говоря, компания будет создавать рекомендации по маршрутам, системам позиционирования судов, а также управлению и строительству инфраструктуры на СМП.
Еще в 2018 году на четвертом Восточном экономическом форуме Владимир Путин обозначил приоритетные задачи по развитию Дальнего Востока. Северному морскому пути отводится особая роль. По планам президента, грузооборот должен дойти до 80 миллионов тонн в год. Но прибыль от такой работы не должна проходить мимо дальневосточных регионов.
«Нам важно создавать транспортные экспортно-ориентированные коридоры, но ещё более важно развивать собственную экономику. Предлагаю подумать, как убедить крупных клиентов наших портов, работающих на экспорт — угольные, нефтяные и иные компании — направлять часть средств на Дальний Восток», — отметил президент России.
Северный морской путь уже сейчас становится крайне востребованным в современно логистике. Путь по нему гораздо короче, чем через южные моря (через Суэцкий канал). К примеру, протяженность Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет 14 тысяч километров, в то время как южный путь растягивается на 23 тысячи. Пока, правда, самым привлекательным путём с Запада на Восток страны остается Транссибирская магистраль, протяжённость которой менее 10 тысяч километров. Благодаря такому подходу сокращается проводка грузов и удешевляется стоимость товаров.
Для Приморского края развитие Северного морского пути будет означать появление новых заказов на строительство судов, новые рабочие места и поступления в бюджет края.
Уже в 2020 году на «Звезде» будет заложен уникальный ледокол «Лидер», мощность которого позволит обеспечить круглогодичную навигацию.
«В 2019 году мы намерены подписать контракт на его строительство, а в 2020-м начать работы. В этом случае мы можем ожидать его выход с верфи в 2027 году, — подчеркнул директор по техэксплуатации «Росатомфлота» Олег Дарбинян. — Кроме мощности судна, интересна и его ширина — она составляет 47 метров. Задача, под которую строится «Лидер», состоит в обеспечении круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики, чего сейчас там нет. Пока круглый год суда ходят только на Европу. На Азиатско-Тихоокеанский регион по свободной воде они ходят только с июля по январь. «Лидер» же поведёт за собой основной караван из 15 новейших газовозов, у которых при длине 300 метров, ширина — 50».
В 2017 году российские суда провели через арктические широты 253 судна на 11 миллионов тонн валовой вместимости. За полгода 2018 года количество судов стало меньше, но увеличилась вместимость, что, по словам экспертов, говорит о росте популярности Северного морского пути. Более того, сейчас правительство рассматривает запрет на перевозку грузов приоритетной номенклатуры (газ, нефть, уголь и так далее) иностранными судами. Поэтому особенно актуальном становится строительство флота повышенной мощности.
Как подчеркнул глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, передача ФГУП ГП в ведение «Росатома» — закономерное и обоснованное решение. Если брать на себя ответственность за обеспечение устойчивого арктического судоходства, его навигационной безопасности, отмечает эксперт, надо не только консолидировать управление ледокольным флотом, но и системно решать сопутствующие задачи, в том числе связанные с подготовкой глубоководных трасс, картированием лимитирующих глубин.