Скорее всего так и останется мечтой строительство крупного целлюлозно-бумажного комбината в Амурске – деньги в строительство, порядка 1,5 миллиарда долларов, планировала вложить китайская China Chengtong. Но с сентября 2018 года бизнесмены из Поднебесной заморозили все переговоры по проекту, а изыскательские работы не ведутся. На проект возлагались большие надежды.
В октябре 2017 года на совещании в Хабаровске, резко раскритиковав чиновников дальневосточных регионов за недоработки в развитии лесной отрасли, в частности, глубокой переработки, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев особо подчеркнул важность проекта строительства Амурского ЦБК:
«Не часто у нас в стране реализуются такие проекты».
Однако в самого начала проект строительства ЦБК в Амурске столкнулся с целым рядом трудностей. То в таёжном крае, где произрастает до 25 % всего леса ДФО и 7 % всех лесов России, не могли найти древесины (а у нас часто и дров для жителей сёл не могут тут найти), то случались ещё какие-то несуразицы. Надо ли удивляться тому, что китайский инвестор утратил к проекту интерес? Нет, не надо.
20 февраля в интервью телекомпании «Губерния» губернатор Хабаровского края Сергей Фургал сообщил, что расстраиваться по поводу уже практически канувшего в Лету проекта не стоит:
«Честно говоря, я не верю в этот проект, потому что в Китае построено большое количество подобных целлюлозно-бумажных и деревоперерабатывающих предприятий. И им, по большому счёту, не нужно, чтобы на нашей территории появлялись подобные производства. Им нужна наша древесина, но не в обработанном виде. Поэтому, есть большие сомнения в том, что они его будут строить. Сегодня у нас есть другие планы по развитию деревопереработки, в частности, вывод из банкротства предприятия «Аркаим» в Ванинском районе», – сказал Сергей Фургал.
А 26 февраля стало известно об очередной остановке на неопределенный срок того самого «Аркаима», теперь, по имени нового собственника – «Нового леса». Деревоперерабатывающий комплекс «Аркаим», построенный в 2010 году и объявленный надеждой российской глубокой переработки древесины – банкрот. Долги предприятия перед кредиторами исчисляются в колоссальных цифрах – 22,5 миллиарда рублей. Комплекс включал собственно несколько заводов в Ванинском районе, объединённых в единое предприятие, множество смежных производств – таёжные лесозаготовительные комплексы в Хабаровском и Красноярском краях, производство и лесосырьевую базу как в Хабаровском, так и в Красноярском краях, оснащённые самым современным оборудованием, автотранспортные предприятия, строительную компанию, дорожную с асфальтовым заводом, завод металлоконструкций и многое другое, даже фитнес-центр европейского уровня в Ванино. В структуре «Аркаима» некогда трудились до 4 тысяч работников. Сегодня на улицу без денег отправились последние 800 человек.
Прошедшие в здании правительства Хабаровского края обыски, которые проводила ФСБ, это тоже – про лесную отрасль. Они связаны с уголовным делом о масштабных хищениях леса. Речь идёт о сумме не менее, чем в 10 миллиардов рублей. Сообщается, что фигурантами дела стали экс-министр природных ресурсов края Василий Шихалев и президент еще одной крупной лесной структуры региона – BM group – Александр Пудовкин, ранее являвшегося генеральным директором ещё одного лесного гиганта «Азия Лес».
Бывшего министра подозревают в превышении должностных полномочий и мошенничестве в особо крупном размере, предпринимателя Пудовкина – в мошенничестве.
«Азия Лес» (входит в структуру BM group), по данным Коммерсанта почти на 100 % принадлежит китайской международной торговой компании «Сунлинь». Одну из структур «Азия Лес» – ООО №Азия экспорт» – возглавил сын экс-министра Шихалева – Василий Шихалев-младший. Следствие подозревает, что бывший министр лоббировал предоставление проекту, который реализует с 2008 года BM group в посёлке Березовый Хабаровского края, по строительству крупного лесоперерабатывающего комплекса, льготные режимы.
Дело запутанное, тянется давно, но сегодня оно, похоже, вышло на финишную прямую. Какие ещё махинации вскроют силовики в «тёмном лесу» некогда одной из основных отраслей региона – можно пока лишь догадываться.
Колоссальный вред лесному хозяйству края наносят лесные пожары. Противопожарная служба региона находится в почти пещерном состоянии – тушить нечем и практически некому. Техника доисторическая, зарплаты у пожарных низкие.
Но еще больший урон отрасли наносит воровство леса.
«Лесная отрасль края находится в предсмертном состоянии, в крайне запущенном. Бюджет края получает доходов от лесной отрасли, от заготовки древесины в десятки раз меньше, чем должен! Я это утверждаю уже давно, могу доказать, но меня никто не хочет слушать. Схема простая, основана она на несуразности нашего законодательства, но работает чётко, без сбоев. Как говорится – следите за руками. Лесозаготовитель заявляет о вырубке, к примеру, 100 кубометров дуба. Вырубает все те же 100 кубометров дуба. Но в отчётности он указывает, что вырубил 26 кубометров. Коллизия в том, что отчёт по специальной форме он должен предоставить в течение 6 месяцев, а согласно соответствующей статье Административного кодекса РФ, срок давности за такое правонарушение – 2 месяца. Понимаете?! Руби – не хочу! Так и это не всё. Вот он показал, что вместо 100 кубов срубил 26 кубов. И потом заявляет, что у него недоруб и получает право дорубить на другом участке. И всё это – безнаказанно! Я и мои единомышленники-активисты куда уже только не обращались. В Минприроды края сейчас просто нет специалистов, там работать некому, вообще в правительстве Хабаровского края сейчас полный хаос. Обращался в краевую Думу. Мне депутаты, тот же Валерий Постельник, говорят: ты сам напиши законодательную инициативу, оформи её, а мы уже будем рассматривать. Понимаете: у них юристы, у них зарплаты не в одну сотню тысяч, а я, общественник, должен за них делать их работу! Однажды добился проведения совещания, собрал все факты варварского уничтожения леса, обмана бюджета. Сбежались все. Обычно их не соберёшь, а тут просто – прибежали! Больше все кипятилась нынешний зампред правительства, бывший депутат краевой Думы Наталья Пудовкина, та, чьего гражданского мужа сейчас подозревают в махинациях с лесом на миллиарды. Она тогда депутатом ещё была. Ух, как ругалась – возмущалась: мол, что вы такое говорите, у нас в лесу всё отлично, всё хорошо и прозрачно. Я им говорю: фактами опровергните мои утверждения! Не хотят. Подготовил все бумаги, отдал вице-спикеру нашей Думы Юрию Матвееву. Он ехал на совещание в Москву, в Госдуму. Он обещал там выступить. Куда там! Там даже охотник из Югры выступил, а наш Матвеев отмолчался. Сказал мне, мол, оставил в приёмной всё. Так я и сам мог письмо послать. Так все и спускается на тормозах. Никому в хабаровской власти порядок в лесу не нужен. Говорильня одна. А на деле – вся работа лесной отрасли сегодня направлена на уход от платежей в бюджет, на обман государства и уничтожение леса. И пусть меня опровергнут. Я готов!», – рассказал представитель коренных народов севера, активист-общественник Сергей Сусликов.
Лесная отрасль Хабаровского края, которая в былые годы давала работу десяткам тысяч людей, включая моряков торгового, которые возили наш лес и пиломатериалы в страны АТР, находится в очень печальном состоянии. Но реанимировать её, судя по всему, некому. Да и желания особого у властей, судя по всему – нет.