Назывались цифры и сроки — причем тем застройщикам, которые не готовы были назвать сроки сдачи объектов, грозили сроком, но уже другим — тюремным, обещая привлечь к решению проблемы долгостроев правоохранительные органы и наказать виновных по всей строгости закона.
В частности, глава региона в апреле на заседании очередной рабочей группы по проблеме обманутых дольщиков отдал распоряжение до конца года сдать в эксплуатацию 12 объектов незавершенного строительства. В том числе была поставлена задача и правоохранительным органам — провести проверку всех «недостроев». С тех пор прошло больше трех месяцев — срок, достаточный для завершения любой проверки. Настало время вопроса: «Где посадки?». Однако о результатах тех проверок пока ничего не слышно.
Между тем в официальных отчетах данная тема постепенно окрашивается в радужные цвета — в том смысле, что чиновники рапортуют об успехах и рисуют радужные перспективы.
«Правительством края совместно с застройщиками, правоохранительными органами проводится индивидуальная работа с каждым проблемным домом. Есть результаты. В конце 2018 года введено в эксплуатацию шесть проблемных многоквартирных домов. С начала этого года сдано еще 14 жилых домов. Суммарно свои квартиры получили люди, заключившие 1130 договоров долевого строительства. Однако останавливаться на достигнутом мы не намерены. До конца года мы ставим напряженную задачу — решить вопросы по вводу еще 12 домов. И восстановить в общей сложности права 1 820 дольщиков», — доложил Сергей Фургал 30 мая во время ежегодного отчета перед депутатским корпусом.
Как поспоришь с цифрами? Однако дьявол, как всегда, в деталях. Дома, сданные в эксплуатацию в начале года, — результат работы, проведенной в прошлом году. И те 1130 дольщиков, которые получили квартиры в итоге этой работы, по существу — актив предыдущего периода. Тем не менее план в 1820 дольщиков учитывает и их тоже. То есть на момент постановки задачи в 1820 дольщиков, уже было известно, что 1130 из них уже восстановлены в правах. Ловко, не правда ли? Итого план, не успев сформироваться, уже выполнен более чем на 60 процентов.
При этом в официальном реестре обманутых дольщиков значится сегодня всего 91 человек. А комитет Госстройнадзора правительство Хабаровского края насчитывает 316 договоров на недостроенное жилье. Однако в реальности их намного больше, просто не все оформляют документы для того, чтобы официально значиться обманутыми дольщиками.
При этом из тех 12 домов, о которых говорил Сергей Фургал в апреле, сдан пока только один — ЖК «Солнечная поляна», и тот после вмешательства прокуратуры. Зашевелились строители еще в домах на Льва Толстого и Казачеьей горе. Остальные 9 пока стоят без каких-либо перемен. Работы на них не ведутся. Между тем до конца года остается чуть больше 4 месяцев.
При этом по ряду объектов, например, таких как ЖК «Алексеевская», вместо улучшений произошли ухудшения. Не помогло и внешнее управление, введенное решением губернатора на МУП «Управление капитального строительства». Застройщик обанкротился, а инвестор, готовый достроить дом, хочет за это участок под строительство в центре Хабаровска. Однако губернатор против его выделения.
«Мы надеялись, что дело, как обещало правительство, сдвинется с мёртвой точки в апреле, в мае, в июне, в июле… Сейчас мы уже ни на кого не надеемся. Администрация города не пытается нам помочь. Они видят решение проблемы только в выделении инвестору участка. Но ведь есть и другие пути, о которых говорили на рабочей группе. В частности, докапитализировать „УКС“. А город заявляет, что даже частично он этого сделать не может. Или не хочет — я не знаю. Нас обманул город, и город должен наш дом достроить. МУП — это предприятие города. Однако администрация нам чересчур настоятельно советует создать ЖСК. То есть, взять в собственность недострой и за свои деньги его достраивать. Мы категорически против. Ведь мы и без того шестой год платим ипотеку со всеми процентами за воздух», — цитирует слова дольщика ЖК «Алексеевская» Натальи Яшиной РИА «Восток-Медиа».
Отказ дольщиков от создания ЖСК неудивителен, ибо уже есть печальные примеры, к чему приводит подобная схема. Как только дольщики принимают недостроенный объект в собственность, они перестают считаться обмакнутыми дольщиками и остаются предоставленными сами себе со своим так называемым «имуществом». Все вопросы по достройке становятся их головной болью и финансовой заботой.
«Такая практика существует. Если стоимость недостроенного объекта сопоставима с вложениями дольщиков, эта недвижимость может быть передана им в собственность. Что и было сделано», — разъяснил корреспонденту РИА «Восток-Медиа» председатель комитета Госстройнадзора правительства края Хабаровского края Олег Сутурин.
К примеру, из 111 дольщиков недостроя на улице Биробиджанской в Хабаровске официально обманутыми дольщиками числятся только двое. Остальные вступили в ЖСК и превратились в собственников недостроенного объекта.