О комфортной жизни софийцам пришлось забыть. Размеренная и спокойная жизнь посёлка превратилась в ад, когда добыча золота началась в границах посёлка. Неравнодушные селяне даже обращались в администрацию края и другие инстанции. Но ничего так и не добились. Не помог им и Сергей Фургал, к которому неоднократно писали обращения и письма. От его помощников приходили только дежурные фразы типа: «спасибо за обращение» и «пишите коллективное письмо на глав района и сельского поселения»
Интересно, что конфликт довольно сложный из-за того, что само поселение было создано для того, чтобы обслуживать золотые прииски. И с 1874 года по сегодняшний день он несколько раз приходил в упадок и после этого вновь «поднимался с колен». Сейчас артель «Ниман» является работодателем почти для всех жителей Софийска и содержит жилищно-коммунальные услуги поселения.
Если с артелью все хорошо, то и у жителей тоже все хорошо, так как поселок находится довольно далеко от районного центра, а единственный автомобильный мост размыло еще в прошлом году. Поэтому смело можно заявить, что софийцы отрезаны от «большого мира».
Условия для жизни здесь довольно некомфортные: средняя температура воздуха составляет от -6 до -8 градусов ниже нуля. А зимой может похолодать до -50 градусов. Из овощей здесь можно вырастить только картофель, а другие продукты питания сюда завозятся. Единственное, чем богат данный населенный пункт — золото. Несмотря на то, что золото мыть тут еще начали до революции, сейчас месторождение все равно оценивается как перспективное, несмотря на то, что в поселке с сотрудниками «Нимана» живет всего 400 человек.
Учитывая все эти обстоятельства, конфликт, который сейчас складывается между артелью и селянами выглядит очень странным. Тем более глава «Нимана» — Валерий Кочев, а его брат — руководитель сельской администрации. Можно же решить проблему полюбовно, а не запутывая в этот скандал жителей Софийска.
В 2019 году драга зашла в сам поселок, перерыв основную дорогу Софийска. Ежедневно драга приближалась к окнам домов жителей населенного пункта. Со временем софийцы перестали жить в тихом поселке: появился треск и железный лязг. А дети начали играть в желтых глубоких лужах.
Когда ситуация накалилась, софийцы попытались обратиться с проблемой к братьям, но ничего так и не произошло. Люди пошли дальше и достучались до губернатора. Его «люди» даже поблагодарили за обращение с проблемой. Помощник заявил, что вопрос был переадресован Фургалу и, что ожидайте ответ. Когда все положенные для ответа сроки кончились и жители поселка начали напоминать о себе, их просто проигнорировали и начали перекидывать на другие инстанции. В конце концов помощники губернатора заявили, что жители поселка должны отправить коллективное обращение на имя Сергея Фургала, и что, мол, больше ничем помочь не можем. Но если вам не ответят, то обратитесь в приемную губернатора снова.
После этого вера в губернатора у людей исчезла, потому что собрать коллективную жалобу в поселке, где «рулят» два брата — не реально. Софийцы прекрасно понимают, что будет с ними и с их семьями, если они поставят свою подпись под письмом для губернатора.
Совсем скоро настанет новый сезон, в котором драга может перекопать весь поселок и уничтожить его. К кому обращаться в таком случае — люди не знают.