Новый просторный и современный пункт пропуска через границу в Краскино пока так и остаётся нереализованным проектом, хотя планам его строительства в феврале 2020 года исполняется ровно 10 лет. Сроки ввода в эксплуатацию нового погранперехода постоянно сдвигаются, и в декабре 2019 произошёл очередной такой отказ от обозначенного рубежа.
"Восток-Медиа" обратилось за комментарием в федеральное учреждение "Росгранстрой" с целью выяснить - что мешает завершить строительство нового пункта пропуска, есть ли обременения у земельных участков, предназначенных для этого и как обстоят дела с их принадлежностью.
В Росгранстрое подтвердили, что из пяти земельных участков, предназначенных для строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска «Краскино» два относятся к категории особо охраняемых территорий. Речь идёт о части территории лечебно-оздоровительной местности «Ясное», образованной на минерально-сырьевой базе месторождения морских иловых сульфидных грязей «Бухта Экспедиции». Целебные грязи Хасанского района признаны очень ценными, и разговоры о проекте создания в Бухте Экспедиции грязевого курорта ведутся давно. Ещё в 2012 году вышло краевое постановление о горно-санитарной охране этой территории. Тогда ей было определено региональное значение, однако в письменном ответе Росгранстроя редакции говорится, что теперь участки находятся в государственной федеральной собственности.
«Органами государственной власти ведётся совместная работа по переводу указанных земельных участков, находящихся в категории «Земли особо охраняемых территорий и объектов, в категорию «Земли промышленности и иного специального назначения» для последующей их передачи ФГКУ Росгранстрой в безвозмездное пользование с целью реализации проекта по строительству МАПП Краскино», — говорится в документе Росгранстроя.
По поводу принадлежности трёх других участков в ответе ведомства конкретики не было. Однако "Восток-Медиа" ранее сообщало о совещании в правительстве Приморского края, состоявшемся 13 января и посвящённом срыву сроков строительства перехода в "Краскино". Это совещание проводил вице-губернатор Александр Костенко, а участие в нём принимали руководитель ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Виталий Шишмарев, заместитель руководителя территориального управления Росимущества в Приморском крае Денис Горовчук, глава Хасанского муниципального района Иван Степанов, представители региональных министерств и других структур, задействованных в процессе. Одной из причин участники совещания назвали затягивание оформления передачи земли Росгранице администрацией Хасанского района.
Александр Костенко устроил разнос Ивану Степанову за затягивание передачи земли и фактическую подставу губернатора. Сейчас все федеральные структуры, в том числе и полпред Юрий Трутнев, будут думать, что пробуксовка произошла из-за за бездействия властей Приморского края, не погружаясь в то, кто конкретно виноват.
«Мы ещё осенью всё передали «Росимуществу», так что теперь это земля «Росимущества», — отверг претензии в телефонном разговоре с корреспондентом «Восток-Медиа» глава Хасанского района Иван Степанов. От более подробных комментариев по телефону чиновник отказался, предложив продолжить разговор в районной администрации. Уклончивость районного чиновника и стремление затруднить журналистам доступ к обычной официальной информации закономерно вызывает предположение, что с передачей земли муниципалитетом на самом деле и сейчас не всё гладко.
Вице-губернатор Константин Шестаков, курирующий вопросы туризма в Приморском крае, рассказал, что первая часть реконструкции пункта пропуска в Краскино вполне возможна уже сейчас.
«В первую очередь совместно с ФГУП Росгранстрой мы сейчас идём по пути снятия тех обременений на земельных участках, которые необходимы. Этот процесс будет также затрагивать и федеральные органы власти, ведь изменения категорий тех земельных участков, которые там необходимы, — это прерогатива Правительства Российской Федерации. И второе — по итогам совместно проведённой работы в настоящее время предоставление земельных участков никаким сутевым образом не влияет на реализацию Росгранстроем первой части реконструкции пункта пропуска Краскино», — прокомментировал Шестаков.