Однако с момента определения нацидеи по сегодняшний день ничего кардинально не поменялось. Население не стало жить лучше, доходы его не увеличились, медицина не стала качественной, а суды не стали честными и непредвзятыми. Что-то видимо пошло не так. Однако чиновники решили, что если не получилось на деле поменять жизнь в России, то можно её «нарисовать». И основой для таких радужных рисунков стали майские указы президента. И вот от них уже никуда не деться – их нужно исполнять и достигать любой ценой.
«Новые Известия» разобрались каким образом в стране добиваются заветных показателей для отчетов и к чему приводит вранье в них.
Так, можно открыто заявить, что существующая система защиты детей не работает в России.
Как сообщила уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, с 2011 по 2015 годы количество людей, которых лишили родительских прав упало на 34 процента: с 50 тысяч человек до 33,4 тысяч. К 2018 году эта цифра сократилась до 28,6 тысяч человек.
За прошедший 2019 год данных пока нет, потому что единый список лишенных родительских прав начали формировать лишь недавно, так как закон о нем вступил в силу только 1 января 2020 года.
Однако сниженное количество людей, у которых отобрали родительские права, вовсе не означает, что к детям стали относиться лучше.
Так, в октябре 2019 года в Златоусте погиб 11-месячный ребенок, которого оставили одного на несколько дней. От такой же родительской халатности погиб годовалый ребенок, только в январе. В феврале 13-летний школьник из неблагополучной семьи надышался освежителем воздуха и тоже погиб. И все мы помним историю как мужчина бросил своих двух сыновей в аэропорту Шереметьево.
Как сообщили в Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка, количество преступлений родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям за последние 4 года увеличилось на 92 процента. Если брать более детально, то на 50 процентов чаще детей стали убивать и на 48 процентов чаще – истязать.
По словам специалистов, а именно юристов и общественников, существующая система защиты детей не эффективна и нуждается в серьезных доработках. В частности, эксперты считают, что детей нужно не отбирать у родителей, а наоборот, оставлять в семье и помогать. При этом предугадывать случаи, когда ребенок может погибнуть от рук родителей.
Детей можно не отбирать, но при этом серьезно контролировать неблагополучную семью с помощью социальных работников, которые могут и где-то помочь с уроками, и ремонт в квартире сделать, и на работу устроить родителей.
Работа органов опеки в России также вызывает кучу подозрений. Юристы видят основные проблемы в них из-за сотрудников, так как люди, работающие там, очень часто не озадачиваются судьбой и переживанием ребенка.
Много случаев, когда в судах представитель органов опеки выступает в поддержку одного из родителей, но не может толком объяснить, почему именно его он поддерживает. Часто бывает ситуация, когда учителя жалуются, что дети из дома возвращаются с фингалами, но проверок никаких не следует. И больше всего возмущают случаи, когда прямой родственник хочет усыновить своего внука, к примеру, но органы опеки с ним судятся и порой принимают очень странные решения.
Но иногда органы опеки не могут справиться со своими обязанностями только из-за того, что не хватает сотрудников. По данным Росстата в стране в 2018 году из 2,5 тысяч органов опеки лишь 454 имеют по одному сотруднику. А в пяти регионах сотрудников вообще нет. Поэтому в таких тяжелых условиях работать не просто.
Специалисты сходятся в том, что безопасность детей страдает из-за коррумпированности нашей страны. Вопросы усыновления и опеки несовершеннолетних – непаханое поле и часто полузаконная история. Ведь в России не редки случаи, когда на усыновлении детей пытаются заработать.
И даже так называемый маткапитал, который сейчас уже будут давать за первого ребенка в семье, не спасет сложившуюся ситуацию. Конечно, финансовая стабильность положительно влияет на рождаемость в стране, но будет ли это панацеей в повышении рождаемости и осознанном родительстве – однозначного ответа нет.
Подводя итоги можно заметить, что какой-то сильной пользы с точки зрения рождаемости, реализуемая программа материнского капитала не дает какой-то особой пользы, хоть и может как-то подтолкнуть родителей к взятию ипотеки. Однако по данным Минэкономразвития каждый второй заемщик отдает банкам более 50 процентов дохода, а около 25 процентов закредитованного населения отдает более 80 процентов доходов.
В таких условиях агрессивное стимулирование выдачи ипотечных кредитов может разрушить многие семьи. Ведь трудности с деньгами, банкротство и изъятие имущества – это верный путь к проблемам в семье, от которых будут страдать деть.
Но зато чиновники рапортуют: деньги выделили, помощь оказана и все молодцы.