С начала девяностых годов прошлого века, когда произошла коренная ломка политической и экономической системы России, руководители краев, автономных республик и областей Российской Федерации, следуя завету экс-президента РФ Бориса Ельцина, тащили на себя столько суверенитета, сколько могли. А что за суверенитет без денег? Значит, нужен свой банк!
И такие банки у глав регионов были и есть, став теперь системным явлением.
Любимым банком Евгения Ивановича Наздратенко был «Дальрыббанк» – до тех пор, пока в конце 1997 года ДРБ крупно не оскандалился с лопнувшим Приморским продовольственным благотворительным фондом (ППБФ), со счетов которого в «Дальрыббанке» внезапно пропали миллиарды ещё дореформенных рублей вкладчиков. Денег так и не нашли, Приморский продовольственный фонд благополучно обанкротили, осудив к 4 годам в колонии-поселении его экс-президента Игоря Чернозатонского. Супруга Евгения Ивановича, Галина Наздратенко, официально возглавлявшая Наблюдательный совет ППБФ, как «жена Цезаря» осталась вне подозрений.
А вот репутация банка пострадала, поскольку обманутые вкладчики ППБФ добивались консолидированной ответственности учредителей Приморского продовольственного благотворительного фонда, и дело о банкротстве стало шумным политическим скандалом в 1998-1999 годах, как и банкротство АКБ «Находка», обслуживавшего счета и нужды Свободной экономической зоны «Находка» и администрации этого портового города.
Тогда-то и вышел на первые роли в крае Акционерный коммерческий банк «Приморье», соучредителем которого был ОНЭКСИМ-банк, а возглавлял краевой финансовый институт Сергей Дарькин. Который уже на тот момент являлся не только финансистом и специалистом в сфере лизинга, но довольно крупным рыбопромышленником. Он уже наладил тесные деловые контакты с разными VIP-персонами, среди которых были Виктор Кондратов с его сыном и родственником Дмитрием Дремлюгой, Олег Кожемяко с его партнерами, с контролировавшими ОАО ТУРНИФ Владимиром Николаевым, Дмитрием Глотовым и Михаилом Арсентьевым, руководителями «Дальморепродукта» Юрием Диденко и «Дальрыбы» Юрием Москальцовым.
Собственно, АКБ «Приморье» и послужил Сергею Дарькину основной его «стартовой площадкой» в большую политику. Рыбопромышленников в крае было много, оптовых торговцев и того больше, да и производственников в различных сферах хватало. Но вот людей, удерживавших в одних руках нити множества различных направлений бизнеса, нередко – конкурирующих между собой, да еще и с возможностью регулировать финансовые потоки, – таких были единицы.
И некоторые из этих «единиц» участвовали в капитале АКБ «Приморье» уже в период губернаторства Сергея Дарькина, когда банк был под формальным контролем Совета директоров и Наблюдательного совета, где интересы основного бенефициара, давно выкупившего пакет у ОНЭКСИМ-банка еще после дефолта 1998 года, представляла первая леди Приморского края, прима Драмтеатра им. Горького Лариса Белоброва. При всей тонкости артистической натуры и разносторонних талантах Лариса Дмитриевна в разное время умела находить общий язык с такими мощными фигурами, как Алексей Махлай, Сергей Передрий, Геннадий Лысак и Сергей Хе, Александр Линецкий и Сергей Богдан, а также с супругами некоторых из них – сохраняя и приумножая семейную долю в акционерном капитале.
На данный момент Сергей Михайлович с верными соратниками вернулся к официальному управлению ПАО АКБ «Приморье», выплатив в минувшем году 250 миллионов рублей в качестве дивидендов (по 1 тысяче рублей на 1 акцию номиналом в 1 тысячу рублей) и еще 254 миллиона прибыли оставив в банке не распределенными.
Примерно тем же путем – из бизнеса в финансы и управление – дошагал до большой политики нынешний руководитель Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Родившийся в 1972 году в Ленинграде, но выросший в якутском Верхневилюйске Айсен Николаев рос вундеркиндом в семье родителей-педагогов и уже в 16 лет с золотой медалью окончил местную школу с физико-математическим уклоном, поступив в МГУ им. Ломоносова в Москве.
Как гласит его официальная биография, 22-летний выпускник МГУ начал работу в финансовой компании «САПИ», а уже через год, в 1995-м, юношу назначают заместителем председателя правления ОАО «Алмазэргиэнбанк» – курировать вопросы стратегического планирования!
Конечно, злые языки не преминули связать совпадение фамилий банкира Айсена Сергеевича Николаева с первым президентом республики, а прежде – председателем Верховного Совета Якутской АССР Михаилом Ефимовичем Николаевым, но каких-либо достоверных сведений об их родстве никогда не озвучивалось.
Как бы там ни было, но карьера Айсена Николаева развивалась динамично, как и у его однофамильца.
Во время первого президентского срока (1991 – 1996 гг.) Михаила Николаева Айсен Николаев делает стремительную карьеру в финансовой сфере. После переизбрания Михаила Ефимовича на второй срок в 1996-м, Айсен Николаев в 1997 году становится самым молодым депутатом Иль Тумэна, республиканского парламента, победив более 10 конкурентов, включая ряд весьма влиятельных и ресурсных: действующего депутата, министра и топ-менеджера «Алросы».
Ещё через год, в 1998-м, Айсен Николаев без отрыва от депутатства уже официально возглавляет «Алмазэргиэнбанк» и выходит в бесспорные лидеры на уровне субъекта Федерации. Причем после перехода Михаила Николаева в Совет Федерации и передачи власти в республике Вячеславу Штырову (занимавшему официально пост вице-президента), позиции банка и лично Айсена Николаева только крепли.
Однако коренное отличие между акционерными банками «Приморье» и тем же АО «Алмазэргиэнбанк» заключается в том, что последний подконтролен правительству республики Якутия через министерство имущественных и земельных отношений более, чем на 80%. Еще 11% с небольшим владеет «Алроса» через дочерние структуры. 7% – у различных юридических лиц, где пальму первенства удерживает местный бизнесмен Иван Макаров со своей дочерью Юлией Охлопковой и партнером Валерием Тяном – вместе они контролируют ОАО Нефтедобывающую компанию «Туймаада-нефть», и еще чуть более полутора процентов в свободном обороте и у миноритариев с долями менее 1% акций банка.
С 2004 года Айсен Николаев начинает административно-управленческую карьеру, воспрещающую ему занятия бизнесом. Сначала он становится министром финансов республики. В 2011-м – назначен главой администрации руководителя и правительства Республики Саха (Якутия).
В 2012-м участвует в выборах, побеждает и возглавляет администрацию Якутского городского округа. И, наконец, в мае 2018 года Айсен Николаев Указом Владимира Путина назначается и.о. главы республики, а затем он с уверенностью побеждает на выборах в сентябре того же года, став во главе республики в статусе полноправного руководителя.
При этом его супруга Елена Николаева, которая имела некоторый опыт в бизнесе в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя или директора небольших фирм (ООО «Передовые медицинские технологии», ООО ЯСТ, ООО «Астрея» и т.д.) вдруг возглавляет банк и в период 2014–2018 годов успешно им руководит. «Алмазэргиэнбанк» банк под её началом работает, как ни в чём не бывало, сохраняя позиции. Что это, если не внезапно проснувшийся в человеке талант финансиста?
Но, тем не менее, в декабре 2018 года Елена Николаева оставляет пост в банке и уходит в общественную деятельность, возглавляя уже не коммерческие, а общественные организации и фонды.
Ещё одним примером того, как жена влиятельного человека вдруг становится банкиршей, стала история, прямо сейчас разворачивающаяся на заводе «Амурсталь» в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Там рядом с Сергеем Фургалом и Николаем Мистрюковым (давних партнеров в сфере скупки и сбыта металлолома), перед покупкой ими увязшего в миллиардных долгах завода появляется некто Павел Бальский, близкий к олигархам Ротенбергам и не раз участвовавший в их бизнес проектах, включая банковскую сферу. Павел Бальский получает 50% в бизнесе Фургала-Мистрюкова, а затем начинает строить собственные планы на завод «Амурсталь».
При этом старые долги металлургического завода Сбербанку, ВТБ и другим – оказываются каким-то чудом списаны, а новые кредитные линии открываются в «Восточном экспресс-банке», фигурирующем в скандале с британской инвестиционной группой «Бэринг» на фоне распрей между соучредителями. И вскоре в этот банк на топ-позиции входит некая Оксана Мисане – в светской прессе она позиционируется как супруга или подруга Павла Бальского. Вот у неё-то опыт банковской работы есть, она работала на топ-менеджерских позициях в «Юниаструме» и других банках, к которым имел касательство Павел Бальский или олигархи Ротенберги.
И внезапно «Восточный банк» (кстати говоря, первый резидент оффшора на острове Русском) расшатывает финансовые позиции «Амурстали», закрывает кредитную линию и требует возврата займа. Это фактически делает Павла Бальского хозяином положения на заводе «Амурсталь» и даже более того – практически всего бывшего бизнеса Сергея Фургала и Николая Мистрюкова.
Что мы видим? Мы видим пример того, как плохо губернатору без банка, руководимого женой! Нет бы брать пример с Дарькина, якутского Николаева или даже с приморского парламентария Джамбулата Текиева, чья супруга Елена Текиева собственным ООО «Примтеркомбанк» давно обзавелась и даже новое офисное здание в историческом центре города ему отстроила.