По данным «Новых известий», если огромные компании и могут рассчитывать на хорошую государственную поддержку, то представители малого и среднего бизнеса могут получить субсидии только от каких-нибудь региональных программ. А на кого тратит деньги государство? Журналисты решили проверить это по реестру субсидий за 2018 и 2019 финансовые годы. В список вошли 20 госкомпаний с наибольшей капитализацией за исключением банков. Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ являются получателями значительной части субсидий, но большинство из них идёт на субсидирование ставок по кредитам, ипотеке и лизинговых платежей. То есть конечным выгодоприобретателем так или иначе являются люди и прочие компании, в том числе малый бизнес.
Известно, что 9 из 20 госкомпаний получали субсидии в 2019–2020 годах. В общем, сумма субсидий превысила 63 миллиарда рублей. Самой дорогой госкомпанией оказалась ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация». Она получила почти 24 миллиарда рублей на погашение долгов. Следом за ней в ТОП 5 вошли «Русгидро» (13 миллиардов), «Ростелеком» (12,6 миллиарда), «Аэрофлот» (7,2 миллиарда» и «Алроса» (5,1 миллиарда).
В целом, финансовая поддержка компаний может быть оправдана в случае, если она стоит «на краю» банкротства. Но тут случай совершенно другой. Одним выделяются деньги на то, чтобы компания не ушла «в минус», другой — на строительство сетей. А третьей и вовсе на то, чтобы погасить свои задолженности. При этом другим компаниям с такими проблемами явно бы не помогли. Так в чём состоит такая «разборчивость»? У экспертов есть своё мнение на этот счёт.
«Разумеется, компании с государственным участием по своему статусу в первую очередь являются претендентами на получение государственных субсидий. Это как отец семейства в первую очередь поможет своим детям, а уж потом займется благотворительностью и отсыпет мелочи прихожанам храма», — рассказал первый заместитель руководителя Департамента экономической теории Финансового университета Сергей Толкачёв.
Член Генсовета «Деловая Россия» Сергей Бекренев считает, что количество государственных денег, которые получают госкомпании, ежегодно растёт.
«Распределение субсидий производится вне конкурентных инструментов и относится к мерам административного участия государства в экономике. С течением времени при наращивании тренда увеличения присутствия государства в экономике пропорция распределения государственных денег в пользу так называемых „госкомпаний“ лишь растет, в связи с чем возникают резонные вопросы как со стороны бизнеса, так и идеологов полной транспарентности работы органов государственной власти. Часто возникает ощущение приоритета государственного бизнеса перед частным и угрозы утери качества принципов равенства на рынке экономических агентов и невмешательства государства в частные дела».
Эксперты утверждают, что вопросы госкомпаний должны решаться в административном порядке, но при этом государство от финансового стимулирования крупных и прибыльных госкомпаний и не думает отказываться. Одна из причин — это то, что компании с госучастием зачастую принадлежат государству не на 100%, и имеют ещё сторонних, в том числе иностранных, инвесторов. Если государство будет только диктовать условия, то госкомпании перестанут быть привлекательными для этих инвесторов.
В итоге распространения такой смешанной формы собственности возникают существенные перекосы: бессмысленный круговорот государственных денег, которые заодно могут оседать в карманах руководства, но от него никак не отказаться из-за частных инвесторов.