Вопросы терминологии
Аббревиатура «НКО» несмотря на свою распространенность до сих пор вызывает большое количество вопросов. Некоторые не понимают, кто это такие и чем занимаются, другие видят за ними иностранных агентов, третьи считают «наглыми попрошайками».
На самом деле, НКО — это всего лишь юридическая форма для организации, не имеющей целью получение прибыли в качестве основной деятельности и не распределяющей её среди своих участников.
То есть, фактически, здесь работают за идею. Причём любую — от помощи пенсионерам, детям, людям с ограниченными возможностями до проведения культурных мероприятий и просвещения людей. Например, сотрудники НКО могут заниматься проведением лекций о важности цвета в культуре Возрождения.
— Социально ориентированные некоммерческие организации Приморья в партнёрстве с органами исполнительной власти оказывают положительное влияние на социально-экономическую обстановку, развивают гражданское общество и решают конкретные социальные проблемы жителей Приморского края, — говорит замдиректора департамента внутренней политики Приморского края Ольга Ивченко.
То есть, НКО может быть и объединением волонтёров, которые бескорыстно помогают решить какую-либо общественную проблему.
— Движение активно развивается в Приморье с 2012 года. На сегодняшний день в крае около 14 тысяч волонтёров и более 200 организаций и объединений. Активно внедряется стандарт поддержки добровольчества, уже реализовано большинство его шагов, один из которых — создание ресурсного центра, который оказывает поддержку добровольческим организациям и помогает в проведении важных мероприятий на территории региона, — говорит начальник отдела волонтерских программ Центра содействия развитию молодежи Приморского края Ксения Козлова.
Поток помощи
Эпидемия коронавируса внесла коррективы в работу многих социально-ориентированных НКО. В частности, в «стоп-лист» попали какие-либо мероприятия в больницах, коллективные оздоровительные прогулки и другие подобные затеи.
— Сейчас в больницах введен жесткий карантин. Наш фонд — «Сохрани жизнь» — вынужден перевести все мероприятия в онлайн: появляться в онкогематологическом отделении запрещено. В первую очередь, это создает проблемы для наших подопечных, которые просто вынуждены сидеть в палатах. Нам приходится изыскивать варианты для того, чтобы организовать иные формы досуга для детей и продолжать активно работать, собирая деньги на решение первоочередных проблем: покупка авиабилетов, оплата исследований. То есть, того, что нельзя отменить или перенести, — говорит директор фонда «Сохрани жизнь» Светлана Горковенко.
Приморские НКО в период эпидемии ищут иные способы помощи своим подопечным, среди которых — социально уязвимые категории населения: пожилые, люди с инвалидностью, многодетные семьи и просто семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, многие занимаются обучением волонтёров.
Например, сообщество «Мамы Находки» и Общественное движение «Мамы Приморья». Руководитель этих объединений Елена Герман в своем аккаунте в одной из социальных сетей пишет, что она руководит call-центром по оказанию помощи при пандемии коронавируса в Находке и координирует работу почти 100 волонтёров.
Российский фонд помощи (Русфонд) помогает медицинским учреждениям края. Уже поставлена гуманитарная помощь на сумму в 1 миллион 800 тысяч рублей. Приморская общественная организация содействия развитию социальных и благотворительных программ «Восток» направила благотворительную помощь (фильтры для ИВЛ) на 100 тысяч рублей в Краевую детскую клиническую больницу № 2. А Приморское региональное некоммерческое партнерство «Развитие экологического туризма Приморского края» направило в 5 краевых учреждений для детей (центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и коррекционные школы-интернаты) бактерицидные рециркуляторы и санитайзеры (на общую сумму 80 тысяч рублей).
Рука помощи
Еще в начале «смутных времен» в марте 2020 года федеральный фонд «КАФ» провел опрос 232 НКО из 48 регионов. Главная цель — выяснить, как пандемия влияет на их работу. Согласно данным исследования, только 5% организаций полностью приостановили деятельность, несмотря на сложности. 75% НКО отметили, что работают в том же объёме или сократили его незначительно.
«Подавляющее большинство НКО быстро перестраиваются и продолжают помогать наиболее нуждающимся людям. Ведь клиенты НКО в первую очередь страдают от ограничений, которые накладывает борьба с пандемией», — прокомментировала исследование директор фонда «КАФ» Мария Черток.
Приморские НКО в частных беседах так же признают, что сейчас перед многими стоит вопрос о поиске денег для продолжения работы. Падение доходов населения приводит к тому, что поток пожертвований на счета фондов становится все более и более скудным.
— Да, говорим откровенно: часть наших партнеров, которые ранее активно помогали фонду и больным детям, последние два месяца сократили именно это направление расходов. Причина — необходимость аккумулирования средств для выживания своих предприятий, — говорит Светлана Горковенко.
А что же власть?
По словам заместителя директора департамента внутренней политики Ольги Ивченко, правительство региона оказывает постоянное информационное, административное, консультационное содействие НКО. Правда, только тем, кто вошли в список организаций, осуществляющих волонтёрскую (добровольческую) деятельность в период распространения новой коронавирусной инфекции. Например, НКО «Центр социального обслуживания «Родные люди». Это организация стала региональным оператором проекта «Продуктовая помощь для одиноких, малообеспеченных, пожилых граждан старше 65 лет, ветеранов Великой Отечественной войны» в рамках всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе.
Также помощь получает и автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и консалтинга «Развитие». Сейчас его сотрудники работают как территориальный ресурсный центр коалиции «Забота рядом» по поддержке пожилых людей, оказавшихся сегодня в самоизоляции, в особенности тех, кто одинок и не стоит на учёте в социальных службах.
— Конечно, это далеко не полный список: многие из руководителей и членов президиумов местных отделений Приморской краевой организации Всероссийского общества инвалидов тоже в качестве волонтёров занимаются распределением гуманитарной адресной помощи приморцам с ограниченными возможностями здоровья, — говорит Ольга Ивченко.
Впрочем, то, что сейчас НКО стали крайне уязвимыми, признают все. Существенно сократились возможности для получения финансирования, тогда как потребность общества в работе таких организаций возросла. Потому вопрос о поддержке тех, кто помогает, далеко не праздный. Многие вспоминают кризис 2008 года, когда восстановление сектора после кризиса заняло более трёх лет.