Во Владивостоке специалисты Владивостокского клинико-диагностического центра (ВКДЦ) оказывают юридическую и психологическую помощь «постояльцам» трёх обсерваций — «Ритм-10», «Сахарный ключ» и «Амурский залив». Кроме того, подобная работа ведётся в одной из обсерваций города Артёма — «Фрегате». Во всех заведениях находятся люди, которые прибыли в Приморье из-за рубежа или транзитными рейсами из Москвы и других регионов.
Каждая обсервация рассчитана на разное количество человек — от 25 до 150. В «Амурском заливе», например, сейчас содержится 148 человек.
«Здесь разные истории — люди, которые приезжают из-за рубежа зачастую имеют своё видение ситуации, например, что держать их на карантине неправомерно. Ведь они могли бы снять квартиру и в ней изолироваться. Но основная задача обсервации в том, чтобы медики могли в оперативном режиме вести наблюдение за людьми и фиксировать наличие признаков заболевания», — сообщила заведующая отделением медико-социальной помощи ВКДЦ Лариса Дробот.
Находясь в обсервации, люди размещаются в номерах по одному или двое и находятся там под строгим присмотром врачей. Как рассказала клинический психолог ВКДЦ Татьяна Белова, работающая в санатории «Амурский залив», в основном люди, прибывшие в изоляцию, жалуются на состояние смятения и непонимания окружающей ситуации.
«Случаи бывают разные, например, у нас была иностранка с Филиппин, которая думала, что все услуги в обсервации платные. Ей объяснили, что содержание стоит „zero“ и тогда она начала консультироваться с нами чуть ли не каждый день. Что касается наших соотечественников, был любопытный случай — люди, которые прибыли из Крыма, поначалу, когда их привезли в обсервацию, раздражались и не понимали, почему они должны сидеть на карантине. Но в конце-концов им так в Приморье понравилось, что они решили остаться на Дальнем Востоке, уже даже собрались брать два гектара и ипотеку под них», — рассказала Татьяна Белова.
Не все прибывшие в регион люди переносят «заключение в обсервацию» спокойно. В одной из обсерваций чуть не дошло до бунта, но психологам удалось эту ситуацию погасить.
«Люди не хотели заселяться, проявляли недовольство. Им не понравилось, что в других странах они жили в гостиницах, а сейчас заехали в скромные, но бесплатные номера. Вообще, в других странах люди платят за это деньги, а у нас обсервация в бесплатном режиме. Наша задача основная была в этом случае мягко нивелировать конфликт», — поделилась заведующая отделением медико-социальной ВКДЦ Лариса Дробот.
Екатерина Миненко, психолог, курирующий обсервацию «Сахарный ключ», рассказала, чем закончился «бунт» в санатории.
«На третий день нахождения в изоляции люди перестали выражать недовольство, одумались и даже извинились за своё поведение. Тем более, что к ним относятся со всем вниманием — их питомцам покупают еду, а для вегетарианцев даже готовят отдельное меню», — отметила психолог Екатерина Миненко.
На территории санатория находилась служба ОМОН, которая наблюдала за развитием ситуации. Силовики в месте изоляции людей сами по себе вызывают много вопросов, но, по словам юриста ВКДЦ, нахождение сотрудников правоохранительных органов на территории обсервации, это не новшество, а стандарт. Они располагаются там для недопущения конфликтных ситуаций и обеспечения безопасности. Юрист также отметил, что люди, прибывшие из-за рубежа, неправильно понимают изоляцию и воспринимают её как услугу, а не как меру сдерживания вируса. Из-за этого, по мнению юриста, временные постояльцы начинают думать, что им где-то что-то недодают.
Психолог Валерий Мешков, курирующий обсервацию «Фрегат», рассказал, что на вверенном ему участке всё спокойно. Здесь находятся моряки, которым несложно переждать изоляцию. По словам психолога, в первые дни многие люди, относились к ограничению как к наказанию, но впоследствии приняли эту ситуацию как должное.
Специалисты рассказали, что среди людей, с которыми они работали, были выявлены заболевшие Covid-19. Сколько точно их было, они сказать не могут, так как в полной мере не владеют информацией. Все сотрудники, выезжающие в обсервации, работают в противочумных костюмах.
«При обнаружении заражённого человека сразу же принимаются меры, его отправляют в медицинское учреждение, где он будет проходить соответствующее лечение от одной из форм вируса. В „ковидном“ госпитале тоже работают психологи, потому что люди ведут себя там иногда странным образом. Те пациенты, которые болеют бессимптомно, начинают проводить определённую экспансию: „мне здесь не нравится“, „я здесь находиться не хочу“, „я здесь могу заразиться“. Задача психологов — удержать людей в больнице, потому что они являются носителями вируса», — отметила заведующая отделением медико-социальной помощи ВКДЦ Лариса Дробот.
Психологи, работающие в обсервациях Приморского края, говорят, что их деятельность помогает людям пережить изоляцию и нахождение в ограниченном пространстве с «минимальными потерями» для психики.