В итоге, оппозиционеры позволили представителям «партии власти» перехватить повестку и выйти на лидерские позиции в общественном мнении.
Устоявшийся за последние годы ландшафт российской политики во время пандемии претерпел серьезные изменения. Коронавирусная инфекция нового типа оказалась тем вызовом, которые трансформировал реальность — люди привыкают выдерживать социальную дистанцию, пользоваться санитайзерами, бизнес все больше и больше уходит в онлайн, а партии либо теряют, либо приобретают сторонников, реагирующих на публичную риторику и реальные дела политических сил.
По мнению экспертов, в данной ситуации в наиболее выигрышной позиции оказалась «Единая Россия», которая одной из первых начала работу по запуску механизмов поддержки населения. Как отметил директор консалтингового агентства «Эксперт Групп», политолог Павел Наливайко, период эпидемии коронавируса как никогда синхронизировал федеральную активность с региональной активностью политических партий.
«Точнее, привел их к какому-то единому знаменателю, который сводиться к пассивности большей части политических партий, в первую очередь, оппозиционных, и активности „Единой России“. Здесь использовали данную повестку для возвращения образа партии, направленной на помощь людям. Мы наблюдаем своеобразный публичный разворот партии, который деполитизирован и направлен на использование партийного ресурса в благих целях в межвыборный период», — отметил эксперт.
Еще резче оценивает ситуацию политолог Андрей Кудисов. С его точки зрения, ситуация с реакцией на коронавирус фактически убила оппозицию. Причем, как системную, так и нет.
«Если обратить внимание на весь период противоэпидемических мер, то мы заметим, что системная оппозиция они по большому счету легли на дно. „Единая Россия“ предпринимала какие-то шаг, чтобы каким-то образом поддержать борьбу государства против напасти, тогда как другие политические партии самоустранились. Что касается несистемной оппозиции, то были робкие попытки со стороны „Альянса врачей“ и прочих аналогичных структур использовать ситуацию, но какой они эффект возымели? Совершенно обратный тому, на который рассчитывали», — отметил политолог.
Одна из причин того, что оппозиция предпочла занять позицию выжидания — это отсутствие чёткого плана действий на уровне руководящих органов партий. Таким образом, местные отделения просто не могли выстроить единый план действий. Если же говорить о несистемной оппозиции, отмечает Андрей Кудисов, то они пытались работать на неких информационных вбросах, которые основывались на грантах со стороны противников России.
«Выделяются совершенно целенаправленные вбросы на разоблачение как бы неких фальсификаций властей по поводу лечения пандемии на территории России, но которые не выдерживают никакой критики. На чем сосредоточилась несистемные — это оскорбление ветеранов войны, призвано к тому, чтобы поймать какой-то политический хайп. Но развитие ситуации показывает, что последствия будут, в том числе и юридические», — говорит Андрей Кудисов.
Если же говорить в целом, то отсутствие реальных дел и некой стратегии работы, показывают, что у оппозиции просто нет аргументов против происходящих в обществе перемен. Фактически, вся попытка протеста строится на противодействию проведению парада, стремлению хайпануть на статистике погибших от коронавируса и дезориентации общества по поводу голосования по поправкам в Конституцию.
Давайте посмотрим на ту риторику, которую сейчас применяет КПРФ, которая на федеральном уровне становится выразителем совершенно чуждых ей ранее идей. Фактически, партия ставит под сомнение необходимость блока социальных гарантий населению, которые вводят в Конституцию. Вообще, я бы сказал, что извечная стратегема „Баба Яга против“ в нынешних условиях не работает», — отмечает политолог.
По мнению Павла Наливайко, если смотреть на ситуацию в целом, то можно сделать вывод о том, что, например, в Приморье отмечается отсутствие реального противодействия принятию Конституции РФ. В поддержку новой редакции главного закона страны высказались представители большинства политических партий.
«Против только КПРФ, но это традиционный элемент политического торга перед избирательным циклом 2021 года. Коммунисты всегда устраивают расторговку по-максимуму и сейчас это важно Зюганову как никогда. Именно поэтому они замахнулись не только на федеральную повестку, но и локально пытаются влиять на повестку. Например, в Иркутской области вновь активизировался бывший губернатор Левченко, который заявил о намерении участвовать в губернаторских выборах. В Приморье же подобные договорённости, ввиду адекватности руководства местных отделений, остануться на уровне кулуаров. Поэтому вряд ли стоит ожидать волны протеста или провокационных заявлений в период подготовки к голосованию за поправки в Конституцию РФ», — отметил эксперт.
Напомним, что президент Владимир Путин объявил 1 июля — день голосования по поправкам в Конституцию — нерабочим. Всего к корректировке предлагаются более 30 статей в Основной закон государства.