Пандемия коронавируса перевернула с ног на голову привычный уклад жизни большинства жителей стран мира. Закрытые границы и предприятия, падение доходов, рост безработицы, крах целых отраслей экономики.
Вот уже несколько месяцев международное транспортное сообщение осуществляется в ограниченном режиме. Пассажирский сегмент практически полностью парализован введенными ограничениями. Коснулись они и грузового направления. Из всех видов транспорта сегодня только морской продолжает осуществлять перевозки в полном объеме.
Всем миром
Между тем, моряки и судоходные компании во всем мире столкнулись с проблемой, которая получила название «Кризис смены экипажей». Огромное количество моряков разных национальностей по несколько месяцев не могут покинуть суда и вернуться домой. Многие находятся в море уже около года и больше, порой не имея даже возможности сойти на берег при заходах в порты.
Как говорит инспектор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) во Владивостоке Петр Осичанский, проблема смены экипажей сейчас гиперактуальна для всех морских держав, в том числе и для России. Ее решением сегодня всерьез озабочены ведущие межгосударственные организации, такие как IМО (Международная морская организация), ITF (Международная федерация транспортных рабочих), МОТ (Международная организация труда) и другие.
«На этой неделе, 25 июня, мы отмечали Международный день моряка. А в следующее воскресенье будем отмечать наш национальный день работников морского и речного флота. Но это не повод для празднования. Это — повод задуматься над реальной проблемой, которая во весь рост встала не только перед нашими российскими моряками, но перед всей международной морской общественностью — как наладить регулярную сменяемость экипажей. Сегодня это проблема номер один в отрасли. И это проблема государственного значения», — отмечает Петр Осичанский.
Товарищ, я вахты не в силах стоять
Для Владивостока, где с морем так или иначе связана едва ли не каждая вторая семья, эта проблема особенно актуальна.
Жительница Владивостока Анна Сазонова (фамилия изменена по просьбе собеседницы «ВМ») рассказывает, что ее сын, который работает механиком на судне с интернациональным экипажем, находится в море с начала октября. Ему не могут прислать замену, так как международные авиарейсы не выполняются. Но даже если бы сменщик добрался до парохода, непонятно, как его самого отправить домой. Ближайшая перспектива по возвращению, которую озвучивает россиянину судоходная компания, — середина июля или начало августа. То есть придется пробыть в море еще месяц-полтора, при том, что силы уже на пределе.
«У них даже нет возможности сойти на берег — просто постоять на земле, погулять, купить какую-то одежду, ведь за это время все изрядно поизносилось», — рассказывает Анна.
Владимиру Орлову (фамилия изменена по просьбе собеседника «ВМ»), который работает старшим помощником в иностранной компании, повезло чуть больше. Он после семи месяцев рейса смог вернуться домой, во Владивосток.
«Должен был приехать в конце марта, но тут как раз все началось. Буквально неделей раньше успел бы улететь. А так лишних три месяца в море. Это тяжело психологически — рушатся планы, построенные совместно с близкими, накапливается усталость, но больше всего давит неизвестность. Ты не понимаешь, когда сможешь попасть домой. Настроение такое, что хоть надевай два ведра на ноги и беги по воде до берега», — рассказывает Владимир.
Покинуть пароход Владимир смог благодаря тому, что судно продали, и новый судовладелец прислал свой экипаж. Дорога домой заняла трое суток — из Индонезии через два транзитных аэропорта, затем в Минск и на такси до Москвы. Оттуда уже самолетом в Приморье. Сейчас моряка ждет двухнедельный карантин и долгожданный отдых.
Подобных историй — масса. Петр Осичанский рассказывает, что морские профсоюзы ежедневно сталкиваются с проблемами конкретных моряков.
«Мы ведь не только национальный, российский профсоюз моряков (РПСМ), мы — члены Международной Федерации транспортных рабочих (ITF), поэтому к нам за помощью обращаются моряки разных национальностей», — рассказывает Петр Осичанский.
Недавно профсоюзная организация во Владивостоке помогала списаться с судна украинскому специалисту.
«Хорошие условия по контракту, высокая зарплата — 14 тысяч долларов в месяц, но восемь месяцев в рейсе! Человек не готов дольше оставаться на судне даже за хорошие деньги. В итоге после двухнедельного карантина он уехал домой из Находки самолетом в Москву, а дальше поездом до Курска и на перекладных домой, на украинскую землю», — говорит представитель ITF рабочих во Владивостоке.
А середине июня за помощью обратились моряки с теплохода «Pacific Cebu». Из 20 человек экипажа у 14 давно закончились девятимесячные контракты, 8 человек находились на судне уже более года. Во Владивостоке списаться на берег и уехать на родину возможности не было, так как самолеты за рубеж не летают.
«Нам удалось договориться с греческим судовладельцем о списании моряков в следующем порту захода — в Пусане. Судовладелец также подтвердил выплату морякам задолженности по зарплате за три месяца в сумме более 94 тысяч долларов США», — рассказывает Петр Осичанский.
Продлевать до бесконечности?
Эксперт подчеркивает — то, что люди по несколько месяцев находятся в море сверх контракта, в конечном итоге создает угрозу для безопасности судоходства. Недаром сегодня большинство крупных судоходных компаний предлагают членам экипажей четырёхмесячные контракты. Моряки находятся в закрытом пространстве, накапливается усталость, в первую очередь психологическая, притупляется внимание, люди работают на автомате. В таких условиях обычно и срабатывает человеческий фактор, который становится причиной аварий и катастроф. К сожалению, история знает немало подобных печальных примеров.
Есть у проблемы со сменой экипажей и другая сторона. Моряки нередко не могут не только списаться на берег после окончания контракта, но и попасть на судно.
«По непонятным причинам моряков приравняли к вахтовикам, — говорит Петр Осичанский. — Прилетевших с европейской части России моряков до посадки на судно заставляют отбывать двухнедельный карантинный срок. Зачем моряка, который едет на пароход из центра России на Дальний Восток, причем едет со справкой об отсутствии вируса, помещать на карантин? Большинство моряков тестируют практически в каждом порту. Уже не один случай в Ванино, на Сахалине, здесь, в Приморье, когда специалистов, прибывших на судно, отправляли на обсервацию, а судно уходило в рейс».
Морские профсоюзы бьют тревогу о всему миру, всеми силами пытаясь привлечь к проблеме внимание властей. Как говорится в обращении председателя секции моряков Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Дэвида Хайндела, размещенном на сайте Российского профсоюза моряков, в марте, когда началась пандемия, в целях обеспечения безопасности моряков была достигнута договоренность о продлении контрактов найма экипажей на месяц. В конце апреля контракты продлили еще на 30 дней. Между тем 5 мая 5 мая Международная морская организация (IMO) выпустила 12-шаговый план для своих 174 государств-членов о том, как «перезапустить» процедуру смены экипажей, чтобы моряки могли, наконец, списаться с судов, а новые экипажи — приступить к работе.
«Представители мировой судоходной отрасли потребовали еще одного продления контрактов найма экипажей на период введения правительствами протоколов в действие, но ITF и ее членские организации твердо решили, что еще одно такое продление будет крайне контрпродуктивным, и согласовали 30-дневный период реализации протоколов, который начнется 15 мая и завершится 15 июня. МФТ ожидает, что правительства предпримут конкретные действия для облегчения смены экипажей в этот период», — говорится в обращении Дэвида Хайндела.
Морякам необходим особый статус
Морские профсоюзы считают, что сейчас каждое государство должно обратить внимание на эту проблему и выработать как свои внутренние схемы, так и совместные с другими странами. Нужно отработать систему сменяемости экипажей, которая смогла бы надёжно функционировать в условиях пандемии.
«Например, государства организуют вывозные авиарейсы для своих граждан, застрявших за рубежом, можно ведь по максимуму подстраивать процесс смены под возможность попасть на эти рейсы. Важно, чтобы каждый судовладелец внимательно относился к этой работе, заранее продумывал схемы смены экипажей, согласовывал с властями. Возможно, решить проблему поможет определение портов-хабов, через которые будут происходить смены экипажей, и тогда и власти государств, и судовладельцы смогут ориентироваться на конкретные порты отправки», — комментирует представитель ITF во Владивостоке.
Но главное, о чем заявляют сегодня морские профсоюзы — профессия моряка должна получить особый статус, должна быть признана ключевой, чтобы моряки в приоритетном порядке получили возможность пересекать границы. В условиях, когда международные транспортные перевозки самолетами, поездами, автомобильными фурами ограничены, именно на моряках и портовиках держится мировая грузовая логистика и международная торговля/
«Мы сегодня говорим „спасибо“ нашим врачам, которые выполняют поистине героический труд, работая в сложнейших условиях. Но не менее важную героическую трудовую вахту вот уже почти полгода несут моряки разных национальностей», — подчеркивает Петр Осичанский.