Жёсткие условия
Согласно открытым статистическим данным, всего в Приморском крае имеют проблемы с законом 11 996 человек. В исправительных учреждениях содержатся 7 956 человек, а в краевых следственных изоляторах сидят 1 819 человек. В 2019 году было осуждено 112 детей, не достигших совершеннолетнего возраста.
После введения режима, правила содержания для заключённых были ужесточены. По словам председателя Общественной наблюдательной комиссии Владимира Найдина, в первое время адвокатам было крайне тяжело прорваться на встречу к своим клиентам, сегодня этот вопрос решился, но на сегодняшний день осужденные в Приморском крае не могут увидеться со своими родственниками. Это запрещено.
«Сейчас есть другая проблема – у осужденных отсутствуют как краткосрочные, так и длительные свидания во всех исправительных учреждениях. Они не видят своих родных», - сообщил общественник.
Частный юрист и адвокат Максим Чихунов отмечает, что права заключённых и людей, находящихся под следствием, на защиту и справедливое судебное разбирательство, закреплённые в Конституции, нарушать нельзя. При этом юрист подчёркивает, что подобные меры понятны, так как заражение заключённого может вызвать вспышку коронавируса в исправительном учреждении.
«Защитник, в случае необходимости, должен иметь возможность встречаться со своим подопечным. Запрещать встречу с защитником нельзя, также как нельзя нарушать процессуальные сроки», - отметил Максим Чихунов.
Изоляция в изоляции
За 2019 год на учёт встало 344 подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий. Этим правонарушителям повезло, им не приходится на себе ощущать «изоляцию в изоляции». В отношении остальных преступников, содержащихся в исправительных учреждениях края, уже подготовлен специальный регламент, для противодействия коронавирусной инфекции. Владимир Найдин сообщил, что заболевший коронавирусом осужденный будет проходить лечение в обычной городской больнице.
«Конечно есть предписание главного санитарного врача ФСИН России, внутриведомственный приказ регламентирующий работу исправительных учреждений. В нём говорится о ежедневной уборке специальными средствами, дезинфекция рук, термометрия. Должны быть подготовлены специальные боксы в которые помещается осужденный с подозрением на коронавирус. Подписаны специальные соглашения с гражданскими больницами, в особенности с так называемой «больницей рыбаков», куда осужденный может быть доставлен спецтранспортом», - рассказал председатель Общественной наблюдательной комиссии.
Он также отметил, что на сегодняшний день среди заключённых нет больных коронавирусной инфекцией, но имеется информация о том, что инфекция была диагностирована у сотрудников исправительных учреждений. Распространение болезни удалось пресечь на раннем этапе. Никто из осужденных не подхватил новый вирус. При этом заключённые стараются жить обычной жизнью: более трёх тысяч человек трудятся на производствах и выпускают различную продукцию.
Люди прибывающие в СИЗО или колонии, в первую очередь оказываются на карантине в отдельной камере. Срок изоляции для прибывших в колонию составляет тридцать дней. Наблюдатели ОНК рассказывают, что количество выездов из-за коронавируса сильно сократилось.
«Мы обращались в правительство с просьбой разрешить нам работать в период самоизоляции, но получили отказ. Чаще всего сегодня нам поступают жалобы на необоснованность наказания, то есть человек не согласен с обвинением. На нарушения процедуры наложение взыскания и на неудовлетворительное оказание медицинской помощью люди тоже жалуются», - отметил Владимир Найдин.
При этом психолог, заведующая Центром психотерапии и психопрофилактики Зоя Бояркеева отмечает, что отсутствие контакта с близкими людьми стоит воспринимать как меру защиты от коронавирусной инфекции.
«Конечно, люди, которые там находятся, испытывают определённый дискомфорт от того, что не могут встретиться с родственниками. Но в сегодняшней ситуации с подобными ограничениями столкнулось большинство граждан нашей страны: пожилые родители не видят детей и внуков; дети, находящиеся в интернатах, также ограничены в возможностях общаться с близкими. Быть принятым среди "своих", ощущать заботу и поддержку, общаться с другими - это наши базовые потребности, их полноценное удовлетворение лежит в основе психологического благополучия. Но сегодня весь мир оказался в режиме изоляции, всем приходится ограничивать общение, чтобы не заразить других и не заразиться самим. Что касается людей, находящихся в местах лишении свободы, в системе службы исполнения работает психологическая служба, помощь оказывается профессиональными психологами.», - отмечает психолог.
Напомним, что в этом году бывший мэр Владивостока Игорь Пушкарёв находился в одной из приморских колоний. Как оказалось, наблюдатели ОНФ совсем недавно посещали эту колонию, а Пушкарёв, пока отбывал наказание на родной земле, даже успел трудоустроиться и работал на сортировке изготовленной в колонии продукции.