Posted 10 июля 2020, 00:13

Published 10 июля 2020, 00:13

Modified 1 сентября 2022, 02:58

Updated 1 сентября 2022, 02:58

Как продавалась сталь: бизнес-схемы семьи Фургал

10 июля 2020, 00:13
Сюжет
Порт
В мае этого года демонстративно «ушла в тень» из Единого государственного реестра юрлиц падчерица главы региона — дочь его супруги Ларисы Стародубовой от первого брака.

Сейчас девушка — Екатерина — носит фамилию мужа — Малофеева, и если не знать сложносочиненной схемы семейных отношений Сергея Фургала, который то ли состоит со своей половиной в официальных отношениях, то ли нет, разобраться в этих связях непросто.

О том, что ещё в 2013 году, первый раз пытая удачу на губернаторских выборах, в то время депутат Госдумы от Хабаровского края Фургал назвал дочку Катю в числе своих троих детей, в Хабаровске вспомнили совсем недавно. В тот момент, когда в сети всплыла информация об оформлении кредита по линии МСП Банка под поручительство Гарантийного фонда Хабаровского края на ООО «Строитель», выяснилось, что владеет компанией Екатерина Николаевна Малофеева (в девичестве Стародубова).

ООО «Строитель», единственным учредителем которого до 14 мая 2020 года была Екатерина Малофеева, в 2019 году получило в МСП Банке кредиты на сумму почти в 600 млн рублей. Не исключается версия, что этот заём, теоретически направленный на поддержку малого и среднего бизнеса за счет средств федерального бюджета, был частью кампании по обеспечению денежными средствами других бизнес-структур, аффилированных с губернаторской семьей.

По данным системы «Спарк-Интерфакс», бизнес Малофеевой за три года стал прибыльнее втрое. В 2018 году выручка от продажи оценивалась в 876 миллионов рублей. Была так успешна молодая предпринимательница, не будь у нее столько влиятельного родственника?

Что касается бизнеса главы Хабаровского края, не секрет, что он всегда преимущественно базировался на торговле вторчерметом. У него даже была идея выбить разрешение на строительство перерабатывающего завода в Хабаровске, но в итоге он положил глаз на завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре.

Впрочем, не просто глаз положил, но и приобрел. В 2017 году предприятие покупает компания «Торэкс-Хабаровск», в числе учредителей которой — супруга Сергея Фургала Лариса Стародубова и его давний бизнес-партнер Николай Мистрюков, каждому из которых принадлежит по 25% компании. Еще 50% доли на тот момент принадлежало московскому бизнесмену Павлу Бальскому.

А уже в 2018 году не без протекции Сергея Фургала — тогда еще депутата Госдумы — компания становится фактическим монополистом по скупке вторчермета на Дальнем Востоке. В июле 2018 года правительство вводит запрет на экспорт металлолома через дальневосточные порты на 180 дней. Порты лишаются грузовой базы, а масса ломозаготовительных компаний по всему региону — рынка сбыта. Беспрецедентная мера поддержки коммерческого предприятия со стороны государства, введению которой предшествовали депутатские запросы Сергея Фургала. В них он напирал на то, что ценное металлическое сырье уходит за рубеж, в частности — приводил примеры объемов поставок металлолома в Южную Корею.

Между тем сам «Торэкс-Хабаровск» продолжает гнать в ту же Корею еще большие объемы, только теперь не виде сырья, а в виде продукции металлургического производства.

Обвиняя игроков рынка вторчермета в том, что все сырье уходит за рубеж, Сергей Фургал явно лукавил. Ведь этим занимались и компании, имеющие отношение к его семейному бизнесу. В частности, ООО «Сталком», в учредителях которого состояли все те же Лариса Стародубова и Николай Мистрюков, годами гнал металлический лом в Корею десятками и сотнями тысяч тонн. Такие данные приводит издание Life.ru.

В конце 2019 года на Life.ru вышло большое расследование, где приводились данные, что цена тонны лома при этом была занижена почти в два раза. По данным издания только за 2016 год «Сталком» недоплатил государству порядка 100 миллионов рублей таможенных пошлин и налогов.

После ареста Николая Мистрюкова в начале 2019 года, его доли в компаниях бизнес-империи Сергея Фургала перешли к Павлу Бальскому — теперь он владеет ¾ завода «Амурсталь». С зимы 2000 года предприятие сотрясают скандалы, связанные со сменой руководства.

При этом из уст нового собственника крупнейшего на Дальнем Востоке металлургического комбината звучат уже открытые обвинения (подкрепленные заявлением в правоохранительные органы) в том, что лица, подконтрольные хабаровскому губернатору, причастны к различным сомнительным«историям» вывода оборотных средств с предприятия. В том числе упоминается и ООО «Строитель» Екатерины Малофеевой. Крупные кредиты, взятые под поручительство Гарантийного фонда Хабаровского края в 2020 году, для компании не первые. Такие займы ООО практикует с момента своего создания — уже в 2018 году компания взяла три кредита на общую сумму 25 миллионов рублей, пишет Life.ru.

В версиях возможной реализации схем вывода средств фигурирует не только фамилия губернатора, но и его первого заместителя по экономическим вопросам Юрия Золочевского. Говорят, что, опираясь на свой опыт банковской деятельности, именно Золочевский является гарантом выдачи госкредитов организациям, оформленным на родственников или приближенных Фургала.

Но и это не все — пока «папа» — губернатор заявлял о необходимости поощрять предпринимателей, бизнес которых зарегистрирован в крае, компания дочки, а если точнее — падчерицы, успешно продавала несортированный лом черных металлов в Азию. В частности, в 2019 году было по меньшей мере шесть поставок в адрес гонконгской компании с «Neomaks Business Ltd». Каждая партия — от 850 до 3 тысяч тонн. Что интересно, владельцем компании-покупателя числится Николай Шухов, являвшийся в свое время доверенным лицом Сергея Фургала на губернаторских выборах. Этого же человека знают как фактического директора еще одной ломозаготовительной фирмы семьи Фургалов — ООО «Торэкс». А по случайному стечению обстоятельств ООО «Неомакс бизнес», созвучное с названием гонконгской компании, было местом работы Сергея Безденежных — депутата краевого парламента от ЛДПР, ставшего сенатором от Хабаровского края в Совете Федерации.

Работает «Строитель» также и на Корею. По ту сторону границы металлолом получает — на минуточку — та же самая компания Kyungwon Networks Co.Ltd, которая фигурирует в расследовании Life.ru. Именно ей «Сталком» продавал металлолом по заниженной, по версии издания, цене.

Сейчас все эти занимательные подробности стали всплывать наружу. Более того — новое руководство «Амурстали» обратило на них внимание силовиков. В этой связи в выходе родственницы губернатора из состава учредителей ООО «Строитель» нет ничего удивительного, ведь вокруг металлургического бизнеса в воздухе отчетливо запахло уголовным делом. Как главе региона Сергею Фургалу необходимо минимизировать репутационные риски, а как главе семейного клана — вывести из-под удара своих людей.

Подпишитесь