Морские прогулки, рыбалка, туризм, парусный спорт — без всего этого большинство жителей побережья не представляют своей жизни. Для многих увлечение морем выливается в приобретение собственного маломерного судна.
В настоящее время на учете в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Приморского края состоит порядка 40 тысяч катеров, яхт, катамаранов и прочих плавсреств длиной не более 20 метров, массой не менее 250 кг и вместимостью не более 12 человек, включая экипаж и пассажиров. Именно такие суда по российским стандартам считаются маломерными.
Как сообщили корреспонденту «Восток-Медиа» в ГИМС Приморского края ежегодно количество маломерных судов в регионе увеличивается на 1,5-2 тысячи. Примерно на такую же цифру возрастает каждый год число судоводителей маломерного флота — то есть тех, кто оканчивает курсы и получает документы на право управления катером или яхтой.
В этом году в связи с эпидемией коронавируса и закрытием границ эксперты отмечают резкий скачок спроса на водный туризм внутри России. Рынок маломерных судов в целом по стране столкнулся с дефицитом флота, а также с неготовностью отечественных судостроителей этот дефицит восполнить.
В Приморье, как и в ряде других портовых дальневосточных регионов, проблема не столь остра. Ведь рядом Япония, откуда привозят не только знаменитые праворульные автомобили, но и различного рода водную технику. Купить импортный катер в Приморье можно свободно — были бы деньги. Цена на такие плавсредства колеблется от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Самый массовый сегмент — это бывшие в употреблении небольшие скоростные катера из стеклопластика длиной 5-7 метров, выпуска конца 90-х — начала 2000-х годов. Стоят такие «посудинки» от 500-700 тысяч до 1 миллиона рублей с небольшим. Желающим приобрести новое маломерное судно сложнее — тут потребуется куда большая сумма.
При этом, по данным участников отрасли, в целом по России доля импортных катеров и яхт постепенно снижается, начиная с 2015 года, то есть вот уже пять лет. Сегодня она составляет менее 50% рынка. Суммарный же оборот рынка маломерных судов в России — 11 миллиардов рублей в год. Из них 5% приходится на стальные водоизмещающие яхты, около 30% — на яхты и катера на основе пластика, еще столько же — на алюминиевые катера и лодки. Остальное — прочие маломерными суда, в том числе из ПВХ и дерева.
Возможно, тенденция импортозамещения в сфере маломерного флота когда-то дойдет и до Приморья. Пока же строительство маломерных судов по заказу частных лиц носит единичные случаи. Хотя практика такая в регионе есть.
Владивостокская судостроительная компания «Восточная верфь» еще в самом начале своей истории, в советские времена строила малые рыболовецкие суда МРС-80. По длине — 18,78 метра — и численности экипажа эти суда вполне подходят под категорию маломерных. Всего было построено 139 таких траулеров. Один из них, к слову, сегодня является частью мемориала «Рыбацкая слава» во Владивостоке. Активно строила верфь маломерный флот в 90-е годы, а также в начале и «нулевых». Это были малые рыболовные траулеры типа «Пеленгас» и рыболовных ботов проектов 21320 и 21321, длина корпусов которых не превышает 20 метров.
Как отмечают в компании, сегодня спрос в маломерном сегменте идёт на композитные суда.
«На самом деле, у нас достаточно большой опыт работы с композитом, начавшийся ещё в советском периоде, когда мы делали базовые тральщики в деревянном корпусе, который покрывался специальным композитным слоем для улучшения эксплуатационных характеристик.
В современной истории предприятия с композитом тоже работали, например, строили композитный катамаран для саммита АТЭС. На данный момент мы готовы исполнять заказы на строительство маломерного флота как из алюминия и других металлов, так и из композиционных материалов. Опыт у нас есть, производственные мощности — одни из лучших в регионе. Готовы строить, выполнять заказы в установленные сроки и создавать действительно качественные и современные суда», — рассказал пресс-секретарь компании «Восточная верфь» Алексей Колобов.
Владивостокские судостроители уверены, что с точки зрения качества не будут уступать иностранным производителям, а возможность реализации индивидуальных проектов и близость изготовителя к заказчику для контроля производства станет дополнительным преимуществом.
Что касается цены, то она зависит в первую очередь от объёмов и серийности.
«Единичные заказы, адаптированные под потребности клиента, будут гораздо дороже серийных иностранных судов аналогичного класса. А если маломерное строительство войдёт в крупную серию, то преимущество будут уже на нашей стороне», — отметили в компании.
Тем временем у желающих приобрести маломерное судно не на вторичном рынке или построить его с нуля есть еще одна проблема. О ней рассказали в Торгово-промышленной палате России. Состоит проблема в том, что стоит это удовольствие недорого, а привлечь кредитные ресурсы под такой проект непросто.
«Финансово-кредитные ресурсы российских банков и компаний если и используются, то в пределах арифметической погрешности. Предпринимателям вместе с банками и лизинговыми компаниями приходится на коленке придумывать всевозможные ухищрения, чтобы применить эти механизмы при покупке маломерных судов», — рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев.
Между тем перспектива развития маломерного судостроения в России все-таки есть. Есть даже ряд успешных кейсов в западных регионах страны. За счет более дешевой рабочей силы построенные российским корабелами маломерные суда выигрывают ценовую конкуренцию у европейских аналогов, не уступая при этом в качестве. Заказы приходят в том числе из-за границы.
Во Владивостоке в строительстве маломерного флота тоже видят потенциал.
Этим летом мы создали дочернюю компании «Восточная верфь — Гражданское судостроение», которая будет развиваться в направлении постройки гражданского, в том числе и маломерного флота. Потенциал, разумеется, есть, подобная диверсификация оздоравливает предприятия. Да, суммы не такие большие, но цикл постройки гораздо короче, а значит и средства на счета компании приходят регулярно», — рассказали в компании «Восточная верфь».