За четыре года парламентарии рассмотрели более одной тысячи инициатив. Какое количество из них принадлежит депутатам и кто оказался самым дисциплинированным народным избранником, разбиралось «Восток-Медиа».
А вас, Штирлиц…
Назвать нынешний созыв самым скандальным — язык не повернется ни у кого. Бурных выяснений отношений, потасовок и чего-то подобного в краевом парламенте замечено не было. Конечно, в 2020 году свой отпечаток на работу наложил коронавирус — народные избранники перешли на дистанционный формат, который не слишком располагает к долгим дебатам. Да и члены комитета по регламенту бдят: чуть что тормозят пламенные речи. Кстати, больше всего достается представителями фракции КПРФ — Артем Самсонов, Владимир Беспалов и Владимир Гришуков довольно часто получают замечания за «разговоры не по делу».
«Парламент — место для дебатов», — традиционно парирует нападки Артем Самсонов. И точно так же традиционно ему отвечает глава комитета по регламенту Дмитрий Новиков: «Регламент соблюдать надо, иначе работать будем не одни сутки».
Кстати, именно Артема Самсонова уже в 2020 году попросили покинуть зал заседаний после того, как выяснилось, что его семья больна коронавирусом. Градус комичности ситуации придает тот факт, что сам депутат-коммунист был в маске и хотел выступить с предложением как раз перейти на дистанционный формат работы. Вместо этого, самого народного избранника попросили покинуть помещение.
«Считаю логичным, что если есть подозрения на коронавирус, надо самоизолироваться. Я не болею, работаю. Сказал, что болеют родственники. Депутаты перепугались, всполошились. Поэтому я не спорил. Вообще, я предлагал ещё в воскресенье подумать, как проводить собрания в удалённом режиме. Если введут карантин, может случиться непростая ситуация с проведением заседания. Можно было в регламент внести поправку, что Заксобрание в случае объявления карантина может проводить собрания удалённо. Иначе это будет нелегитимно», — отметил Артём Самсонов
Одно из достижений текущего созыва — поправки в закон о статусе депутата. Несмотря на довольно скучную формулировку, сам закон крайне интересен. Дело в том, что корректировки ввели ответственность за прогул заседаний. Практически, как в школе — два прогула и с портфелем на выход. Точнее, с мандатом.
Если говорить серьезно, то закон вводит ответственность при неучастии депутатом два и более раза в течение полугода без уважительных причин в заседаниях Законодательного Собрания и (или) комитета Законодательного Собрания, членом которого он является.
Неучастие депутата Законодательного Собрания более пяти раз в течение календарного года без уважительных причин в очередных заседаниях Законодательного Собрания и (или) комитета Законодательного Собрания, членом которого он является, также приравнивается к ненадлежащему исполнению депутатом Законодательного Собрания своих обязанностей и влечет за собой досрочное прекращение полномочий. Это относится ко всем депутатам, в том числе работающим не на постоянной основе. Есть также новое положение об обязательном участии депутата в составе комитета.
Уважительными причинами неучастия депутата Законодательного Собрания в заседаниях Законодательного Собрания, комитета, комиссии и иных органов Законодательного Собрания, членом которых он является, признаются: направление в служебную командировку за пределы Приморского края председателем Законодательного Собрания или по основному месту работы, нахождение в очередном оплачиваемом отпуске по основному месту работы, временная нетрудоспособность.
«В последнее время достаточно активно проходят заседания Законодательного Собрания, демократический процесс в самом разгаре. Порой, увы, он не обходится без резких или не очень парламентских выражений со стороны депутатов в адрес друг друга. Поэтому наш комитет был вынужден инициировать изменения в 8 статью закона „О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края“. Мы ужесточаем правила, которыми должны руководствоваться те или иные депутаты при обсуждении законов. Думаю, нам необходимо этим вопросом заниматься. Парламент — это место для дискуссий, но не место для бардака. Все споры должны достаточно четко регламентироваться. В дальнейшей работе в качестве примера возьмем те правила, которые существуют в Государственной Думе», — комментировал в 2016 году председатель комитета по регламенту, депутатской этики и организации работы ЗСПК Дмитрий Новиков.
С мандатом на выход
Первым под «каток» поправок попал Валерий Кан — даже в самом начале созыва депутат «прогулял» без уважительной причины большую часть заседаний. Всего парламентарий посетил 5 депутатских встреч. Своего мандата Валерий Кан лишился 24 октября 2018 года. Следующий на очереди и уже в 2020 году оказался Евгений Костюков. В целом, парламентарий «отсидел» 40 из 55 заседаний. А передать мандат более достойному коллеге попросил по собственному желанию. Самая последняя по времени потеря — Виктор Милуш, который в конце сентября заявил о желании выйти из состава депутатского корпуса по собственному желанию.
В 2019 году покинул свое кресло в зале заседаний краевого парламента Руслан Маноконов, но по более неприятной причине: постоянный представитель интересов жителей Находки отправился в места не столь отдаленные. А вот Константин Богданенко и Александр Костенко практически в самом начале работы созыва сменили ветвь власти — оба перешли на работу в тогда еще администрацию края. Правда, первый спустя некоторое время ее покинул и вернулся к привычным бизнес-проектам, а вот долгожитель приморской политики — Костенко — свои позиции заместителя правительства удерживает.
Ушла на повышение и Людмила Талабаева — коллеги сразу после избрания доверили ей представлять интересы Приморья в Совете Федерации. Чуть позже на повышение, но в Государственную Думу, ушел лидер (на тот момент) приморского отделения ЛДПР Андрей Андрейченко.
Но здесь точно действует выражение: «свято место пусто не бывает» и на места выбывших товарищей пришли новые. Таким образом краевой парламент пополнили Валентин Шуматов (самый последний новобранец), Марина Семина, Юлия Марченко, Александр Щербаков, Галина Овсянникова.
Всем ребятам пример
Если уж зашла речь о дисциплине, то самыми ответственными депутатами оказались Джонни Авдои, Сергей Ищенко, Татьяна Косьяненко, Галина Овсянникова и Валентин Шуматов — 100% посещений из возможных для каждого (вспомним, что часть из упомянутых парламентариев только недавно получила мандаты). Это если говорить о единороссах.
Во фракции КПРФ завидной дисциплиной отличатся Владимир Беспалов — 68 заседаний из 68 прошедших. Впрочем, его коллеги практически не отстают — самое минимальное количество — 57 — у несостоявшегося «красного губернатора» Андрея Ищенко.
«Соколы Жириновского» в приморском парламенте тоже держат марку — в активе у депутатов от ЛДПР по 90% посещенных заседаний. Выбивается только Вячеслав Дрожжин, который пропустил 8 встреч.
Единолично представляющие интересы своих партий Юлия Толмачева и Алексей Козицкий тоже стараются бывать на большинстве заседаний — 58 и 62 соответственно.
Даешь инициативу!
Однако важно помнить, что ценят депутатов не за дисциплину, а за способность готовить законодательные инициативы. По этому показателю в лидерах (что не удивительно, учитывая, как минимум, количество) числятся депутаты фракции «Единая Россия». Ими подготовлено и внесено 94 предложения. На втором месте представители фракции КПРФ — 27 инициатив. На третьем месте находится Юлия Толмачева, в единственном лице представляющая интересы «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» — 21 предложение. Последователи заветов Владимира Жириновского внесли 8 инициатив, и троечку подготовил единственный справедливоросс приморского парламента Алексей Козицкий.
Остальные предложения из 1161, рассмотренного или поданного на рассмотрение — подготовили другие субъекты инициативы. Среди них — губернатор Приморского края, исполняющие его обязанности, правительство, нижестоящие Думы, прокурор края, прокуратура, приморский краевой суд и Амурская бассейновая природоохранная прокуратура.
«Надо отметить, что изначально ожиданий от депутатов текущего созыва было много. Да и начали ребята крайне активно: работая над эффективностью собственной деятельности. Однако к концу полномочий темпы сильно упали и сейчас депутаты больше работают на автомате», — отметил политолог Андрей Кудисов.