Эти и другие меры для укрепления и развития российского присутствия в высоких широтах предполагает «Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Ее своим Указом утвердил президент России Владимир Путин. Документ опубликован на портале правовой информации и официально вступил в силу.
Предполагается, что развитие российской арктической зоны будет идти с учетом меняющихся природно-климатических условий. Сохранять экологическое благополучие Крайнего Севера планируется с помощью создания особо охраняемых природных территорий. Получат поддержку проживающие в арктическом регионе коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Для них должно стать нормой наличие современных эффективных средств связи и мобильного энергообеспечения.
Один из ключевых элементов российской Стратегии развития Арктики — наращивание интенсивности и мощности транспортных и грузовых потоков с использованием Северного морского пути. Это предполагает значительное усиление ледокольного флота страны. Ожидается, что его пополнят пять ледоколов проекта 22 220 и три самых мощных в мире атомных ледокола класса «Лидер».
Участникам экономической деятельности в Арктике предлагаются существенные налоговые преференции и привлекательные условия для реализации проектов в сфере добычи природных ископаемых и развития инфраструктуры региона.
Безопасность и соблюдение российских интересов на арктических просторах обеспечат военные. Размещенные здесь подразделения должны не только иметь современное вооружение и экипировку, но и постоянно поддерживать высокий уровень боеготовности. Это потребует развития инфраструктуры территорий базирования Вооруженных сил, их содержания и обеспечения.
Для реализации утвержденной главой государства Стратегии развития российской Арктики, правительству страны поручено в трехмесячный срок утвердить соответствующий план мероприятий, а также четко сформулировать основы государственной политики в регионе. Отчитываться за реализацию Стратегии кабинет министров будет ежегодно.
Эксперты отмечают важность принятия этого документа, как руководства к действию. Ведь в своей арктической зоне Россия добывает порядка 80% природного газа и более 17% нефти. Только запасы углеводородов на континентальном шельфе Арктики оцениваются более чем в 85 триллионов кубометров газа и свыше 17 миллиардов тонн нефти. Кроме того, эффективное освоение столь специфического региона потребует поиска и разработки передовых инженерных и технологических решений, а также производства наукоемкой и высокотехнологичной российской продукции.
Однако, по мнению политолога Андрея Кудисова, принятая Стратегия отвечает не на все вопросы развития Арктики, в том числе и на те, что имеют принципиальное значение.
«Один из ключевых вопросов, на который четкого ответа пока нет, — это как мы собираемся осваивать Север. Если государство принимает решение, что мы там всерьез и надолго, это значит, что надо искать эффективные механизмы привлечения и закрепления здесь людей. Решение задач развития такого специфичного региона, как Арктика, требует и особого подхода, и подготовленных людей. Специалистов, конечно, можно и вахтовым методом привозить налаживать и вести производство. Но это будет совсем другая модель освоения территории. Так что нам надо четко определиться не с тем, чего мы хотим в Арктике добиться — цели в Стратегии прописаны, а — как мы будем решать эти задачи. И времени на это мало. Потому что претендентов на северные ресурсы уже много, и их число растет», — считает эксперт.