«Вопросы борьбы с коррупцией выделялись как приоритетные и ранее 2006 года. Уголовная ответственность за преступления, связанные с взяточничеством, была установлена еще в УК РСФСР. До 2007 года данные преступления расследовались органами прокуратуры РФ. Концепция безопасности, утвержденная указом президента в декабре 1997 года, определяла коррупцию как одну из системных угроз национальной безопасности. В период с 1997 года по 2008 год до момента принятия основного закона о противодействии коррупции был принят ряд правовых актов, имеющих существенную антикоррупционную составляющую, которые создали предпосылки для предупреждения коррупции в сфере государственного и муниципального управления. К таким актам относятся федеральные законы «О системе государственной службы РФ», «О государственной гражданской службе», «О муниципальной службе» и ряд других актов, в том числе указ президента от 2002 года номер 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих», — сообщил Николай Божок.
Он также отметил, что в мире основные направления борьбы с коррупцией закреплены в конвенции ООН 2003 года, которая ратифицирована нашей страной в 2006 году. Работа прокуроров и следователей органов прокуратуры была направлена на борьбу с коррупционной преступностью и исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе в части соблюдения служащими принятых на тот момент ограничений и запретов. Каких-либо дополнительных полномочий в действующем в тот момент законодательстве не предусматривалось.
Ранее «Восток-Медиа» рассказывало, что просветительскую работу среди госслужащих в отношении коррупции ведёт департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края. Это подразделение работает уже пять лет.
«Если вопрос стоит о борьбе с коррупцией, которой занимаются органы Следственного комитета, то их задача — именно расследование уголовных дел коррупционной направленности. С другими проявлениями таких правонарушений они могут вести профилактическую работу и бороться с ними только в своих рядах. Если говорить о надзоре за противодействием коррупции, то это прерогатива прокуратуры. А в общем, в соответствии с федеральным законом о противодействии коррупции, оно осуществляется всеми органами государственной власти, организациями, гражданским обществом и гражданами в том числе», — сообщил Илья Фалько.
Отметим, что что в Приморье одним из самых распространённых нарушений антикоррупционного законодательства является именно несвоевременная подача деклараций о доходах и имуществе чиновников. Как отмечают сотрудники краевого департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений, зачастую это происходит не по злостному умыслу, а потому, что чиновники и депутаты в отдалённых районах края, особенно если они впервые избраны или назначены, не всегда сразу ориентируются во всех тонкостях заполнения деклараций. Для обучения госслужащих во всех муниципалитетах краевой департамент организует обучающие мероприятия — в том числе онлайн. Эту работу департамент проводит в соответствии с государственной программой Приморского края «Безопасный край» на 2020–2027 годы.