Posted 9 декабря 2020, 02:50
Published 9 декабря 2020, 02:50
Modified 1 сентября 2022, 02:59
Updated 1 сентября 2022, 02:59
— Часто ли тебе приходится слышать фразу «У вас такие интересные песни…»?
— Бывает, почти на каждом концерте. Но это всегда очень неожиданно, я только недавно перестал теряться. Сейчас подписываю на Инстаграм, рассказываю, где можно скачать мою музыку. У меня даже мерч скоро появится! Думаю, это сделает диалог с поклонниками ещё более конструктивным.
— Когда ты начал сочинять? Что подтолкнуло к этому?
— Примерно с 13-ти лет. Наш школьный «трудовик» собрал рок-группу, где я играл на барабанах. Однажды нам объявили, что мы всем классом идём в поход. Предполагались песни у костра. Так как барабаны в походе были неуместны, мне пришлось взять гитару и выучить с нуля первую песню. Две недели я не выпускал гитару, на всех пальцах левой руки образовались бороздки от струн. Аккорды перестали зажиматься, тогда я приноровился ставить пальцы под другим углом. В итоге все мои пальцы стали похожи на шурупы под крестовые отвёртки. Это было самое сложное, дальше всё как-то пошло само собой.
— Тебя уже не назовёшь начинающим, но и известность твоя — лишь в определённом кругу тех, кто ходит на концерты авторской песни. Тебя устраивает это?
— Известность не является моей целью. Цель — заниматься музыкой. Писать песни, играть концерты, записывать альбомы. Если бы при постоянной концертной аудитории в сто человек у меня была возможность зарабатывать только музыкой, меня бы это устроило. На мой взгляд, сейчас моя известность и масштаб вполне соответствуют друг другу.
— Чаще всего ты выступаешь в «Контрабанде», это потому что там директор — твой брат? А ему нравится тебя слушать?
— Стас категорически против людей с гитарами в клубе. Как он говорит — только пусти человека с гитарой, и вот уже половина клуба распевает «Батарейку». С другой стороны, «Контрабанда» — это не только про джаз. Там регулярно проходят поэтические, литературные вечера, просмотры фильмов. Однажды после джазового джема, когда не было Стаса, я взял гитару и спел пару своих песен. И тут, как в каком-то кино, один за другим музыканты вернулись на сцену и стали подыгрывать. На следующий день мы уже играли мой концерт в полном составе. Так у меня образовался коллектив. Все — профессиональные музыканты, я не побоюсь сказать — одни из лучших в городе. В первую очередь, они джазовые музыканты — участники джазовых фестивалей и концертов, но, как правило, играют в нескольких коллективах самую разную музыку. Могут сыграть всё, что угодно, есть только один минус — очень сложно согласовать дату концерта. Но пока меня радует уже то, что такие музыканты находят что-то в моей музыке и согласны со мной играть.
— Год назад ты вернулся со всероссийского фестиваля «Платформа» воодушевлённым и даже предлагал сделать во Владивостоке нечто подобное. Почему не получилось? Идея окончательно отставлена?
— Да, побывав на «Платформе» и «Рамонском роднике» я понял, что у нас нет фестиваля. Или давайте называть фестивалем любой концерт. Вот, например, два раза в месяц проходит квартирник «Близкие люди» — и это гораздо более значимое и масштабное мероприятие, чем любой фестиваль авторской песни во Владивостоке. У меня в одной песне есть строчка «скамейки стоят пустые». Я пел эту песню по многим фестивалям и всякий раз поражался, насколько она отражает нашу фестивальную картину. Все сидят у палаток и никому не интересно, что творится на сцене. Была идея превратить Дальфест в дальневосточный аналог «Платформы» — начать со второй альтернативной бард-роковой сцены, далее добавить поэтическую сцену, джазовую и так далее. Сначала меня поддержали, я организовал сцену и коллективы, но потом что-то пошло не так. А в следующем году началась пандемия, все эти идеи стали неактуальны. Тем временем уже два года на Русском острове проходит музыкальный пикник в рамках фестиваля «Владивостокская крепость». Это отличная инициатива, где есть все предпосылки превратиться в настоящий большой фестиваль у моря, о котором я мечтал.
— Сейчас ты экспериментируешь со студийными записями и клипами и спрашиваешь мнения публики ВКонтакте. Думаешь, вопросы творчества решаются голосованием?
— Голосование — это интерактив. Людям нравится принимать решения, а мне приятно видеть реакцию. Я ищу любые возможности для взаимодействия со слушателями, так как это очень ценно. Например, у меня есть песня, где есть возможность хорошо распеться всему залу. Я очень хочу, чтобы было больше таких песен. У меня есть мечта написать компьютерную мини-игру, где была бы максимальная погруженность в сюжет, близкий к тексту песни или нескольких песен. Я даже вступил добровольцем в команду по созданию одной игры, чтобы вникнуть в технологию.
— Что бы ты хотел сделать в итоге — студийный альбом? Горсть классных клипов? Кто-то помогает в этом или всё приходится делать одному?
— У слова «приходится» — какой-то негативный оттенок. А я чувствую только радость при создании музыки. Альбом — мечта детства и всей жизни. Да, у меня типичный DIY-проект: Do It Yourself, сделай-сам. Я закупил минимальный набор для звукозаписи, играю на всех инструментах, освоил сведение, мастеринг. Я и раньше немного сводил, но сейчас у меня получается на порядок более качественный продукт. Возможно, после записи альбома я буду брать заказы на сведение. А пока моя ближайшая цель — десять песен своего альбома, уже готово семь. Я как никогда близок к мечте.
— Можешь назвать пять поэтов-музыкантов, которых ты готов слушать всегда?
— Radiohead, RHCP, Coldplay, Amy Winehouse, «Аквариум».
— Вообще, как ты думаешь, есть песни, которые невозможно слушать часто, а надо принимать изредка, как лекарство?
— Наверное, да. Но я в этих песнях-лекарствах себя никогда не ограничивал и, можно сказать, «подсел». В итоге сам стал писать что-то подобное. Но в последних моих песнях присутствует больше самоиронии. Если продолжить аналогии с медициной, то у меня по-прежнему ситуация сложная, но динамика положительная.
— У тебя есть «обычная» работа? Или ты намерен зарабатывать творчеством?
— Когда не хватает денег, мне приходится обманывать, будто я программист. Порой я даже сам в это верю, и у меня что-то получается, но синдром самозванца не покидает. Программирую я 7 лет, а играю и пою — всю сознательную жизнь. Опять же, я не могу назвать это профессией. Вот, скажем, «дышать» — это профессия? У меня как раз что-то такое с сочинительством.
В 2018-м я предпринимал попытку полностью уйти в музыку: у меня закончился один немузыкальный проект — и я решил попробовать. Кавер-группа, работа звукорежиссёром в клубе «Контрабанда», SMM, продажа билетов, привоз артистов, сайты для музыкальных коллективов… Я организовал онлайн-продажу билетов на несколько джазовых концертов с музыкантами со всего мира, помог привезти нескольких артистов из Москвы. Все это было очень интересно, но денег на жизнь не хватало. В результате я ушёл в серьёзные долги и вернулся в программирование, оставив планы заработать на музыке. И всё же тот год дал мне очень много в плане собственного творчества. Я последовательно выступил на всех сценах во Владивостоке, где можно выступить человеку с гитарой. Объехал почти все фестивали в Приморье, стал лауреатом Дальфеста-2018. Съездил на прекрасный фестиваль Байкал-Live. В итоге собрал свою программу и начал делать собственные концерты. В 2019-м приходилось совмещать творчество и работу, но тоже были результаты — опять стал дипломантом Дальфеста, поехал на московский фестиваль «Платформа» — второй по значимости фестиваль авторской песни после Грушинского. И там я тоже стал дипломантом. Попутно съездил на «Рамонский родник» в Воронеж, дал сольные концерты в Москве и Петербурге. А в 2020-м началась пандемия, и я полностью ушел в звукозапись.
— А что семья, не возражает против экспериментов?
— Как это ни парадоксально, вся моя активная музыкальная деятельность началась благодаря семье и детям. На определённом этапе я столкнулся с вопросами воспитания. Я очень хочу, чтобы мои дочки были счастливыми. Но ясно, что невозможно сделать человека счастливым, можно только показать, что значит счастье, на собственном примере. Я задался целью: перестать откладывать реализацию мечты, делать то, что я люблю. Просто взял гитару и поехал на какой-то квартирник, так всё и началось.
— Ты придумал способ, как не забывать слова на концертах?
— Да, похоже, я нашёл подходящую технологию. Это примерно, как учат иностранные слова — делают карточки, где на одной стороне слово, а на другой перевод. Только у меня карточка со строчкой песни, а на другой стороне — следующая строка. Я нашёл соответствующее мобильное приложение и нарезал все свои песни на такие «карточки». К сожалению, из-за пандемии и ограничений для концертов до сих пор не было возможности проверить результаты моей новой системы.
— Кого бы ты хотел видеть на ближайшем концерте? Твой идеальный слушатель — какой он?
— У меня никогда не было цели сделать концерт для опредёленного возраста. Приходят совершенно разные люди. Есть, правда, одна песня, которую мне неудобно петь при детях, но я научился пропускать «опасные» слова, и стало даже лучше. Я рад тем, кто уже был на моих концертах, мы можем что-то петь хором. Я рад и новым лицам — это всегда добавляет азарта и драйва. Всем рад.