За несколько последних лет Приморский край буквально рванул вверх в рейтинге регионов России по туристической привлекательности и обосновался в ТОПе. Вплоть до 2019 года уверенно рос поток иностранных туристов, да и россиян все чаще интересовал Владивосток и живописные пляжи Приморья как место проведения отпуска. Въездной туризм стал стимулом к развитию производства сувениров, а вместе с ним и традиционных ремесел, в том числе народных промыслов. Каждому туристу хочется увезти на память о путешествии что-то, что ярче всего характеризует то место, в котором он побывал. И в этом смысле нет ничего более подходящего, чем изделия, выполненные местными мастерами, отражающие историю и культуру как страны в целом, так и конкретного региона.
Есть ли в Приморье народные промыслы?
Стоит оговориться, что вопрос о том, есть ли в Приморье в народные промыслы как таковые, до сих пор остается спорным. Есть версия, что в нашем крае, как, впрочем, и в подавляющем большинстве других субъектов ДФО, их нет, ведь народные промыслы – понятие, прежде всего, связанное с историей конкретной местности и традиционным бытом ее коренных жителей, а современные дальневосточники – в массе своей переселенцы.
Однако в том или ином виде народные промыслы в крае все-таки есть. Например, интерактивный музей-мастерская народных ремесел "Жар-Птица", находящийся на территории ЗАТО Фокино, имеет официальный статус предприятия народного художественного промысла. Его еще в 2010 его присвоил мастерской Художественный экспертный совет по народным художественным промыслам при администрации Приморского края. При этом, как отмечает сооснователь музея-мастерской народных ремесел Наталья Христенко, сам статус во многом - условность.
«Если строго подходить к вопросу, продукция народного промысла - это то, что изготавливается в месте зарождения этого промысла, его традиционного бытования. Дальний Восток под этот термин вообще не попадает, за исключением, пожалуй, изделий коренных народов. В Приморье это, например, удэгейцы. Да и тут вопрос, ведь промыслом считаются изделия, изготовленные на продажу или обмен, то, чем жители той или иной местности, представители того или иного народа промышляли - то есть занимались с целью получения выгоды. В этом смысле традиционные ремесла коренных народов тоже в своих истоках сложно назвать промыслами, хотя в современном мире, безусловно, они приобретают именно такое значение», - говорит Наталья Христенко.
К слову, в 2013 году "Российская газета" озадачилась вопросом, как выживают на Дальнем Востоке народные промыслы, и выпустила статью с соответствующим названием. Так вот она как раз начинается словами: "Как оказалось, русских народных промыслов в Приморье нет".
Что касается коренных народов, то в отличие от, например, Чукотки, Колымы или Камчатки, в приморских сувенирных магазинах практически невозможно найти продукцию их традиционных ремесел. В северных регионах в каждой точке продажи сувениров можно купить фигурки и композиции, выполненные мастерами-косторезами, предметы народного костюма и аксессуары из кожи и меха. Во Владивостоке же ничего подобного не найти, а если и найти, то привозное с той же Камчатки или Чукотки. Недаром в списке предприятий, входящих в Ассоциацию «Народные художественные промыслы», можно отыскать лишь одну дальневосточную организацию – это Уэленская косторезная мастерская в Чукотском автономном округе.
В последние годы центром развития традиционных ремесел коренных народов Приморья стал Национальный парк «Бикин», созданный конце 2015 года и расположенный на территории исконного проживания удэгейцев. Одной из задач организации, наряду с природоохранными, является поддержка культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. При национальном парке существует сувенирная мастерская, проводятся этнические фестивали.
«Национальный парк помогает развивать традиционные ремесла – для этого в селе Красный Яр, месте компактного проживания коренных малочисленных народов, создан «Ремесленный дом», где под одной крышей объединены мастерские по пошиву национальной одежды, изготовлению традиционной обуви, сувенирная мастерская. Там работают вышивальщицы и резчик по кости. Резчик по дереву работает на дому», - говорит директор национального парка «Бикин» Алексей Кудрявцев.
Между тем, Россия – одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы.
«Это, конечно, наш национальный код, если хотите. Но, к сожалению, они сегодня себя чувствуют в достаточно сложной ситуации. Многие из них могут просто исчезнуть», - говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Господдержка – очень уж хитрый предмет…
"Жар-Птица" - проект, созданный энтузиастами, супругами Натальей и Максимом Христенко. Интерактивный музей-мастерская народных ремесел находится на территории частного подворья в Фокино. Уже больше 20 лет мастерская производит самобытные изделия из керамики, стекла, дерева. Еще одно направление - художественная ковка. В музее-мастерской не только производят сувениры и декор, но и знакомят с традиционными ремеслами и промыслами, проводят экскурсии и мастер-классы.
"Сначала учились сами. Я, например, брала уроки гончарного дела в художественно-промышленной академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге, изучала на народных образцах основы, традиционные формы. Потом потихоньку стали сами готовить мастеров. Большинство из них не работают у нас, учатся для себя. Также мы искали ремесленников всему Приморью, собирали под свое крыло. Благодаря фестивалю "Кустари", который мы проводили много лет, у нас сформировался такой пул. Но мастеров традиционных ремесел в нашем крае - единицы, на сегодняшний день не больше 10-15 человек", - рассказывает Наталья Христенко.
Присвоение статуса предприятия народного художественного промысла на работу "Жар-Птица" никак не повлияло - в случае с небольшой мастерской он только для галочки, никаких преференций в связи с этим приморские ремесленники не получают.
"В свое время получили его, как говорится, на всякий случай. Наши изделия успешно прошли экспертизу и были отнесены к изделиям народного промысла. Так что официально мы считаемся таким предприятием. Что это дает? В нашем случае, ничего. Как-то обсуждали эту тему, мне говорят: "Вот если ты нажжешь электричества больше, чем на 30 тысяч рублей, можешь получить компенсацию". А я про себя думаю, боже упаси меня получить счет за электроэнергию на такую сумму", - рассказывает руководитель «Жар-Птицы».
Механизмы господдержки предприятий народных художественных промыслов существуют. Но для большинства они, как та груша, которую нельзя скушать. Теоретически производители изделий народных промыслов могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Однако проблема в том, что законодательно ремёсла отнесены к промышленности. И каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж. В реальности же подавляющее большинство предприятий народных промыслов относится к малому или даже к микробизнесу.
«Мне кажется, это уже в меньшей степени к промышленному производству относится, в большей степени это уже художественное произведение. Естественно, другой должен быть подход к этому: и к оценке, и к результатам. Ну что мы будем оценивать, сколько наштамповали подносов или сколько мы кинжалов наштамповали на этом производстве? Не в этом же суть этого производства», - комментирует президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
Конкуренция с балалайкой и ушанкой
Участники рынка при этом обращают внимание еще на одну проблему, для решения которой, по их мнению, необходимо участие государства. Заключается она в некоем стандарте качества и художественной ценности для сувениров.
Мастерская «Жар-Птица» начинала свою деятельность еще в 90-ые годы. Тогда в Приморье поехали первые туристы, и краю абсолютно нечего было им предложить в качестве местных сувениров, помимо привозных матрешек. Тогда изделия мастеров из Фокино появились в одной из первых торговых точек, которая предлагала продукцию приморских мастеров. Это "Галерея подарков" в гостинице "Версаль". Потом открылись и другие сувенирные магазины подобного формата, где продукция "Жар-Птицы" тоже была представлена.
Рассказывая об этом направлении своей работы, Наталья Христенко сетует на отсутствие какого-либо регулирования в сфере производства сувениров. Печально, что конкуренцию мастерам, чье искусство уходит корнями в историю и оттачивается десятилетиями, составляют низкопробные поделки, эксплуатирующие примитивные представления иностранцев о русском народе.
"Когда приходили круизные лайнеры, на причале разворачивалась торговля сувенирами. Нам тоже выделяли там место, и мы выезжали встречать эти теплоходы со своей продукцией. Знаете, порой просто возмутительно смотреть, что иностранным гостям предлагают в качестве русских сувениров. Потрепанные ушанки с кокардами, погоны, обклеенные монетами и якобы заряженные на власть и богатство и прочие подобные вещи, которые подпитывают стереотипы о русском мужике в ушанке с балалайкой и в компании медведя. Я считаю, если мы хотим знакомить туристов с нашей культурой и традициями, такого быть не должно. Должны быть какие-то эстетические фильтры в сувенирной отрасли", - говорит руководитель музея-мастерской.
И с этим сложно не согласиться. Да, рынок есть рынок. Но многим представителям традиционных ремесел и народных промыслов важнее именно такая поддержка государства, чем труднодоступные льготы при осуществлении деятельности.
Чем сегодня живут ремесла?
Вот уже скоро год, как лайнеров нет, как нет и вообще любых туристов – ни иностранных, ни российских. Между тем, именно российские граждане являются основным сегментом покупателей товаров народного промысла. По данным отраслевой статистики, на иностранных гостей приходится меньше трети объемов продаж. Основные доходы ремесленников – будь то представители национального парка, созданного государством с его бюджетом, или частного небольшого музея-мастерской – приносят туристы и просветительская деятельность. Сегодня и с тем, и с другим непросто, ввиду связанных с пандемией ограничений.
"Пандемия подкосила нас не только тем, что некому стало покупать наши изделия. Еще одна статья наших доходов - это туристические группы, которые посещали музей-мастерскую как экскурсионный объект. Сейчас нам приходится тяжело. Если теплый сезон - это время приема туристов, то в межсезонье мы обычно работаем с местными группами. Уже много лет для нас основные гости в этот период - школьники. Но, увы, сейчас и их пандемия сделала невыездными. И при всем желании педагогов организовать познавательную экскурсию, в настоящее время это невозможно, приходится ждать лучших времен", - рассказывает Наталья Христенко.
Выживает "Жар-Птица" в этот непростой период только за счет непосредственно ремесленной деятельности. Изготавливает новогодние сувениры, а также различные изделия на заказ, которые в основном используются как предметы декора. Работы мастеров "Жар-Птицы" можно увидеть в ряде Владивостоксих ресторанов.
"Будете в "Супре", поднимите голову - это все наши работы. Также наши изделия использованы в оформлении интерьера "Tokio More". Заказы от подобных организаций, конечно, способны поддержать нас в это непростое время, но ведь ресторанный бизнес сегодня тоже переживает далеко не лучшие времена, поэтому их, увы, почти нет. В отсутствие туристов мы переориентировались на проведение мастер-классов семейного типа. Приглашаем всех жителей Приморья посетить наш уютный музей-мастерскую и провести время в теплом кругу близких или друзей за увлекательным творчеством. Гарантируем, будет атмосферно, интересно и полезно", - приглашают сотрудники "Жар-Птицы".
Несмотря на то, что основатели музея-мастерской стараются не терять оптимизма, на будущее они не загадывают. Живут сегодняшним днем, ведь завтрашний пока в густом непроглядном тумане.
Уходящая натура?
Между тем, по данным Ассоциации народных художественных промыслов, объём производства народных промыслов и ремёсел за последние 5 лет сократился на 17%. Около 80% организаций являются убыточными. По оценке Минпромторга, за 30 лет страна лишилась более 200 промыслов, значительно сократилась численность мастеров и художников, средний возраст которых с каждым годом растет.
В этой связи государство разрабатывает новые меры поддержки отрасли, в том числе инструменты защиты и незаконного заимствования художественных решений третьими лицами. В ноябре премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, предусматривающее смягчение условий предоставления субсидий представителям отрасли народных художественных промыслов.
"Условия предоставления субсидий представителям отрасли народных художественных промыслов будут смягчены. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Такое решение поможет предприятиям пережить последствия распространения коронавируса, сохранить производство и персонал", - говорится в сообщении кабинета министров.
Недавно было объявлено также о разработке Стратегии развития народных художественных промыслов до 2030 года.
Однако, по мнению председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы» Геннадия Дрожжина, в отрасли накопились проблемы, которые не могут ждать 2030 года.
«Основные вопросы необходимо решить в ближайшие три года», - считает он.