— Я очень доволен тем, как исполнили мою оперу во Владивостоке и хочу выразить уважение и благодарность всей высокопрофессиональной труппе Приморской сцены Мариинского театра, замечательным солистам, потрясающему концертмейстеру, великолепному хору, прекрасному оркестру, — сказал по видеосвязи из Санкт-Петербурга композитор Александр Смелков, создатель оперы "Идиот", на пресс-конференции. — Два показа прошло — и оба великолепно. Если пользоваться терминами Госдумы, этот закон в двух чтениях принят.
Интересно, что Александр Павлович — отец главного дирижера Приморской сцены Мариинского театра Павла Смелкова. В ответ на вопрос, влияли ли родственные отношения на процесс работы, он только рассмеялся и заметил, что «они всегда влияют и всегда вмешиваются, я советуюсь с Павлом постоянно». Александр Смелков рассказал, что именно сын посоветовал ему написать оперу «Идиот» несколько лет назад — после того, как на исторической сцене Мариинского театра с огромным успехом прошла премьера оперы «Братья Карамазовы», написанной Александром Смелковым по заказу Валерия Гергиева.
— Да, именно так и было, — подтвердил Павел Смелков, — тем более что, как оказалось, Достоевский удивительно подходит для оперного театра.
Я считаю, что это большая честь для нашего коллектива — тот факт, что нам доверили мировую премьеру оперы моего отца. Мы старались исполнить это произведение максимально выразительно и точно, и я надеюсь, что у нас получилось.
Наш коллектив работал с полной отдачей. Все солисты выкладывались по полной программе. Мы все полюбили эту музыку. И я надеюсь, что и зритель полюбил ее. Потому что музыка очень искренняя, правдивая, все, что писал Достоевский, в ней передано максимально точно и я очень благодарен Александру Павловичу, что эта музыка сейчас с нами во Владивостоке.
Павел Александрович рассказал, что концертным исполнением «Идиота» дело не завершится, сейчас на Приморской сцене идет активная работа по созданию полноценного спектакля. Художник Приморской сцены Мариинского театра Петр Окунев занимается сценографией, а молодой санкт-петербургский режиссер Олег Христолюбский работает над драматической частью постановки. По словам Павла Смелкова, через два-три месяца публика увидит полноценный спектакль.
— И мне хочется верить, что понемногу, как будет спадать пандемия, в год Достоевского будут гастроли у нашего театра, — сказал Павел Александрович, — ведь «Идиота» необходимо, конечно, показать и в России, и за рубежом, потому что Достоевский — один из тех русских писателей, которых очень любят и знают за границей.
Солисты Приморской сцены — Мэрген Санданов (князь Мышкин), Алексей Бублик (Рогожин), Мария Суздальцева (Аглая Епанчина) — рассказали, что работать над оперой было непросто, но очень интересно, а главное — оказалось, что роман Достоевского не просто актуален и сегодня, а вечен, ведь такие типы людей, как Рогожин или Ганя, есть и сегодня…
Павел Смелков отметил, что в процессе репетиций огромная нагрузка легла на плечи ответственного концертмейстера Ольги Куркович, главного хормейстера Ларисы Швейковской, и поблагодарил их за прекрасную работу. Также было отмечено, что участие в опере сводного хора детской школы искусств имени Прокофьева придало самым эмоциональным сценам особое звучание…
И получается, что 2021-й, который официально в России объявлен годом Достоевского, начался именно во Владивостоке, где опера по одному из самых ярких и узнаваемых во всем мире романов русской литературы была принята публикой с восторгом!
Александр Смелков рассказал, что сегодня работает над оперой «Бесы», либретто которой успел — до своей кончины — написать один из лучших либреттистов России Юрий Димитрин, друг и соратник Александра Павловича.
— Но пока все это в сырой стадии, — сказал Александр Смелков. — Состоится ли мировая премьера «Бесов» на Приморской сцене? А это не от меня зависит. Автор — человек подневольный, если возьмет театр оперу в работу, то да… А уж коли не возьмет… Будем надеяться.