Posted 2 марта 2021,, 02:26

Published 2 марта 2021,, 02:26

Modified 17 августа 2022,, 09:09

Updated 17 августа 2022,, 09:09

«Ничего не бойтесь и любите»: актриса Мария Стратулат — о работе в инклюзии

2 марта 2021, 02:26
Театральная инклюзивная студия «Особенные люди» — уникальная страничка творческой жизни Владивостока. Актрисе театра молодежи Марии Стратулат и ее единомышленникам удалось не просто проводить занятия с детьми с ограниченными возможностями, но создать спектакль, который шел на малой сцене театра…

Эта работа нужна

— Но сейчас, можно сказать, что проект студия «Особенные люди» завершен, — говорит Мария Стратулат. — Сошлось несколько факторов, в том числе и пандемия. Но именно в пандемию мы смогли организовать акцию совместно с одним из местных Владивостокских брендов одежды: они напечатали на футболках рисунки ребят, посещающих студию. Это было очень здорово.

Также мы организовали НКО «Особенные люди», она совсем еще свеженькая, новенькая, так сказать, мы набираем опыт. У нас есть идеи, которые мы надеемся реализовать. Например, проект «Театр на столе». Его суть в том, что в социально неблагополучных семьях — состоящих на учете — дети будут показывать своим родителям спектакль, который создается «здесь и сейчас», на кухонном столе в их квартире. Но это пока в планах…

— Чему научил вас проект «Особенные люди»?

— Все время, пока студия работала, да и потом, я старалась честно ответить себе на главный вопрос: зачем я этим занимаюсь, почему мне интересна инклюзия, работа с особенными детками? Не могу сказать, что нашла ответ на все сто процентов, но… Я всегда думаю: если не мы, то кто?

Мне нравится работать в инклюзии, потому что эта работа нужна. Кроме того, с ребятами из нашей студии можно просто было быть собой, не думать о штампах… А ведь творить можно только тогда, когда освободишься от штампов…

Ну и уже в пандемию, когда «Особенные люди» закрылись, я поступила учиться заочно на курс семейной и детской психологии. И это решение тоже вышло из опыта работы в студии.

И приятно осознавать, что, узнав об «Особенных людях», вдохновившись нашим примером, в других городах ДФО стали организовывать такие инклюзивные театральные студии. На Камчатке, в Улан-Удэ, в Хабаровске. Люди пишут, звонят, просят поделиться опытом. Мне это очень приятно. Наш опыт стал мотивацией для других.

— Когда к вам обращаются за советом по созданию инклюзивной студии, что главное вы говорите людям?

— Всегда говорю: «Ничего не бойтесь и любите! Дети считывают любовь, так что действуйте от чистого сердца и главное — забудьте о страхе».

Переключить родителей

— Мария, насколько я знаю, сейчас вы начинаете большой совместный проект с РГИСИ — Российским государственным институтом сценических искусств, точнее, с его филиалом во Владивостоке?

— Да. Это тот прекрасный случай, когда встречаются идеи и возможность их реализовать. В программу «Арт-терапия — терапия искусством» будет набрано 12 участников. 12 ребят с ограниченными возможностями и — что крайне важно — их родители.

Вообще этот проект я изначально для себя назвала «Я есть Я». И особенность его в том, что вместе с детьми, параллельно, будут заниматься и родители. Занятия будут проходить по субботам и понедельникам.

Помещения для реализации проекта нам предоставил — безвозмездно, за что огромное спасибо — Приморский краевой театр молодежи.

Так, например, в понедельник в одной комнате у ребят идут занятия арт-терапией, а в соседней — с родителями занимается психолог. Также для родителей будут вестись занятия, связанные с пластикой тела.

Мы хотим переключить родителей «особенных» деток — попытаться переключить — на себя. Всем известно, что они очень привязаны к своим детям. Мы же хотим дать им возможность отстраниться от личности ребенка, начать самостоятельно развиваться. И тогда легче будет развиваться и детям.

У ребят будет своя программа, по наработкам, созданным в «Особенных людях»… Заниматься с детьми будем я, а также актеры театра молодежи, работавшие и в нашей студии, — Игорь Смирнов и Денис Лашко, а также Юлия Орышечко и Олеся Белоконь. Я беру на себя актерскую составляющую, Юля — пластику, Денис — музыку, а Игорь Смирнов будет работать с родителями. Олеся — наш резерв.

- Кроме того, предусмотрены и выездные занятия?

— Да. Два раза в месяц участники проекта будут отправляться «в люди». Ходить в музей имени Арсеньева, в Приморскую картинную галерею, на другие творческие площадки. Эти культурные институции давно работают по инклюзивным программам и с радостью готовы принимать «особенных» детей. Такие походы — это совместное творческое занятие для родителей и детей, это очень здорово.

Финальной точкой проекта — как я надеюсь — станет фотовыставка. Какая именно и как — станет известно ближе к окончанию проекта, а продлится он 5 месяцев и завершится в июле.

— В чем задача-минимум и задача-максимум программы «Арт-терапия — терапия искусством»?

— Как я уже говорила, переключить родителей на себя, чтобы они услышали, что их ребенок — не их продолжение, а другая личность, которая должна сама жить, существовать, дышать, что эту личность надо считывать, понимать, слышать ее. Чтобы родители увидели своих детей по-другому, иным взглядом.

Задача-минимум — просто подарить внимание детям, помочь им в социализации, дать им возможность расширить свой мир. Вот самый простой пример: всем участникам проекта надо будет познакомиться, общаться друг с другом. Надо будет взаимодействовать с нами, с педагогами. Это первая линия социализации. И так далее…

Я предполагаю, что будет непросто, ведь придется сначала завоевать полное доверие родителей, а времени на проект у нас немного. Но я верю, что все получится.

Мы — первопроходцы

Директор филиала РГИСИ во Владивостоке Руслан Колоусов уверен: проект «Арт-терапия — терапия искусством» станет первой ступенькой на пути развития творческой инклюзии, причем не только во Владивостоке.

— О том, что во Владивостоке есть актриса, педагог, которая занимается детьми с ограниченными возможностями здоровья, я знал еще до приезда сюда. Но не думал, что у нас окажутся общие друзья и знакомые. Однако театральный мир тесен, таким образом, приехав во Владивосток работать, я уже заочно был знаком с Марией. Во время моего очередного приезда мы познакомились в реальности, а потом уже, учитывая тот факт, что её самостоятельный проект закончен, возникла идея совместно с ней и её единомышленниками создать «Инклюзивную театральную студию», под эгидой Школы креативных индустрий нашего филиала.

- В чем ваш интерес в данном проекте?

— На мой взгляд, театральная — да и не только — инклюзия мало представлена не только во Владивостоке, но и в России, хотя государство прилагает силы к тому, чтобы поддерживать и развивать это направление. У семей с особенными детьми есть большая потребность в проектах, которые дают возможность адаптации, социализации ребят, и работают на постоянной, а не временной основе. Потребность есть, а вот предложений не так много, недостаточно.

Филиал РГИСИ всерьез приходит во Владивосток и первым этапом нашей деятельности является задача по открытию осенью текущего года Школы креативных индустрий (это дополнительное образование для подростков). И в этой школе будет театральная студия (помимо шести остальных), в которой мы хотим развивать и инклюзивное направление. Поэтому нам интересно сотрудничать с Марией, получить опыт, чтобы после открытия школы вести это направление как постоянное. Ведь, как я уже сказал, эта ниша не заполнена… Творческая инклюзия должна быть постоянно и широко представлена не только во Владивостоке, но и по всей стране, я уверен.

— Похожих проектов в истории РГИСИ еще не было?

— В истории РГИСИ и организация Школы креативных индустрий, и открытие филиалов — не только во Владивостоке, но и в Кемерово и Калининграде — нечто совершенно новое. А уж в области инклюзии мы, Владивостокский филиал, являемся первопроходцами.

Именно поэтому итоговый опыт по окончании проекта мы планируем популяризировать и рассказывать о нем и в других городах, где также открываются филиалы РГИСИ.

С точки зрения наполнения программы, мы доверились Марии, положившись на её опыт и чёткое понимание того что и как нужно делать.

Дать ребятам с особенностями возможность развивать и реализовывать свой творческий потенциал и хоть немного подержать их семьи, вот то немногое, чего нам хотелось бы добиться в результате.

Хочу поблагодарить директора Приморского краевого театра молодёжи Игоря Селезнёва за готовность к сотрудничеству и предоставленную возможность проводить занятия нашей студии в своём театре.

"