«Разумеется, мы не могли не откликнуться на такой значимый юбилей, — говорит куратор выставки, старший научный сотрудник музея Ольга Зотова. — Иван Рыбачук — это не просто имя, это история дальневосточной живописи, это эпоха! Поэтому мы формировали выставку не только из своих фондов, но и обратились также в МГУ имени Невельского, который предоставил нам интереснейшие ранние работы мастера, и в Дальневосточный художественный музей».
Марина Константинова, сотрудник Дальневосточного художественного музея, подчеркнула, что для выставки во Владивостоке они предоставили 10 работ — весь имеющийся фонд Рыбачука, и очень рады, что эти полотна выставляются в рамках такого масштабного проекта, раскрывающего Ивана Васильевича как талантливого, большого мастера.
Четыре зала выставки — это четыре раздела, название которых очень точно отражает тематику представленных там работ мастера. «Владивосток. Начало пути», «Жизнь на севере», «Морские мили» и «Горизонты».
«Горизонты» объединяют очень разные работы — от портретов, глубоко психологических, отражающих глубинную суть человека, до батальной живописи, — говорит Ольга Зотова. — Показательно, что к батальной теме Иван Рыбачук в своем творчестве практически не обращался, и полотно «Боевая Расинская операция 9 мая 1945 года» — одна из немногочисленных работ в этом жанре. И это при том, что с 1940 года Иван Васильевич служил в ВМФ, в первом зале представлены фотографии, в числе которых есть редкие фото из семейного архива, где еще юный Иван Рыбачук в бескозырке, краснофлотец…»
Также в зале «Горизонты» много пейзажей, причем практически все они с открытой композицией, незамкнутой слева и справа линией горизонта, полные воздуха…
Здесь же — портреты пограничников, отдельная часть творчества Ивана Васильевича. Один из военных фотокорреспондентов в период событий на Даманском встретил Ивана Рыбачука практически на линии обороны и был поражен: художник работал, делал наброски…
Но разумеется, главной темой творчества Ивана Васильевича была тема Севера, дальневосточного севера. В 1947 году он впервые отправился в творческую командировку на Чукотку и с тех пор такие поездки стали регулярными.
«Европейский Север был освоен российскими живописцами еще с XIX века, поскольку он был гораздо более доступен для художников, чем Тихоокеанское побережье России, куда не каждый был готов предпринять путешествие, — рассказывает Ольга Зотова. — В 50-е годы прошлого века стал в целом доступен дальневосточный Север, и далеко не только Иван Рыбачук регулярно путешествовал по этому огромному краю. Но выставка „10 лет на Севере“ Ивана Васильевича прошла в Москве в 1956 году, когда он был еще — по академическим меркам — молодым художником. И тем не менее именно его пригласили в столицу — с темой дальневосточного Севера. Это о многом говорит».
Можно сказать, что Иван Рыбачук стал на севере своим, стал частью жизни рыбацких поселков, поселений коренных народов Севера, его знали и узнавали в лицо китобои и моряки северных рейсов, ведь чаще всего Рыбачук добирался на Камчатку, Курилы и так далее на судах ДВМП. Он работал постоянно, делал эскизы, зарисовки, наброски… В одном из залов есть графические листы, сделанные прямо на палуби китобоя, помечая на обороте листа, что именно он наблюдал — например, как матрос смывает кровь после разделки туши кита.
«Перебирая фото, где Иван Васильевич стоит на палубе того или иного идущего на север судна, можно даже представить себе историю морского дела на Дальнем Востоке, — говорит Ольга Зотова. — Достаточно выписать названия судов, на которых путешествовал Рыбачук, и поискать их на сайте FESCO — в каких годах работало судно — „Аркадий Каманин“, „Махачкала“, „Архип Куинджи“, „Дальний Восток“ и другие».
Дальневосточная природа, ее масштаб, ее величие, ее нетронутость человеком не подавила Ивана Рыбачука, наоборот — он сумел стать певцом этой красоты, с которой он научился сосуществовать… Масштаб этой красоты соответствовал масштабу его личности. И это хорошо видно в залах выставки.