Зрителю будет предложен спектакль-эксперимент, с элементами диалога, с анимацией, с необычными приемами — например, сторителлингом (англ. storytelling — рассказывание историй — коммуникационный, эстрадный и маркетинговый прием, использующий медиа-потенциал устной речи), словом, целый набор интересных режиссерских находок, которые режиссер и занятые в спектакле артисты Приморского краевого театра молодежи Денис Лашко, Сергей Рюмкин, Николай Тирищук, Владимир Мунько, Павел Пятыров постарались гармонично объединить под знаком «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.
«Малая сцена театра изначально у нас предназначена для экспериментальных постановок, для пробы пера, для зрителя, которому интересно движение современного театра, — говорит Игорь Селезнев, директор Приморского краевого театра молодежи. — Поэтому работа Германа Авеличева — спектакль-эксперимент — и увидит свет именно на малой сцене. Спектакль поставлен при содействии Приморского отделения Союза театральных деятелей.
Нам всем знаком «Маленький принц» как сказка для малышей. А здесь режиссер обращается к зрителю постарше, чтобы поговорить вместе с ним на важные темы, взрослые темы; приглашает к просмотру людей, которые задают себе вопросы, анализируют себя, занимаются самокопанием…
Часто мы говорим о том, что зритель приходит в театр, чтобы найти ответы на какие-то волнующие его вопросы, и это для нас важно».
Герман Авеличев — актер театра молодежи, прошедший обучение в Театральной школе Константина Райкина. Впрочем, он и раньше, будучи актером, пробовал себя в режиссуре — так, совсем недавно на большой сцене театра прошел 50-й показ поставленного им спектакля «Собачье сердце». Также в репертуаре театра есть еще одна постановка Германа — «Сказка о потерянном времени».
И вот — спектакль-эксперимент, основа которого — знаменитый «Маленький принц»…
«У меня давно было желание взяться за «Маленького принца», — говорит Герман Авеличев. — Но я не понимал, про что там. А потом — может, когда время пришло, — вдруг понял, что именно меня волнует в этой повести.
И инсценировки как таковой не было. Можно сказать, что сценическую версию писали мы все — я и актеры, понемногу, в ходе первых репетиций, на дальних подступах, так сказать.
То, что вы увидите, — спектакль лабораторного формата, текст Экзюпери там присутствует постольку поскольку, мы очень много дописали от себя. Этот литературный материал стал просто поводом что-то поставить про себя, про нас…».
По словам Германа Авеличева, оттолкнувшись от повести Экзюпери, режиссер вместе с актерами поставили спектакль о кризисе среднего возраста, и неважно, в 25 или в 45 он настигает человека…
«Это про тот момент, когда ты задаешь себе вопрос, чего ты добился и добился ли, все ли в жизни так, как ты хотел, и это совершенно не обязательно 33 года или 45 лет, — говорит режиссер. — Такие вопросы человек себе задает в разное время, и все это — кризис, такой отрезок жизни, который, пока не преодолеешь, дальше не пойдешь. Вот об этом и речь».
Интересно, что много-много лет назад маленький Герман выходил на сцену театра молодежи — тогда он был Камерным театром — в спектакле Леонида Анисимова «Маленький принц». Может быть, еще тогда ему запало в душу это произведение, а сегодня просто пришло время?
«В чем заключается суть эксперимента в нашем спектакле? — улыбается Герман Авеличев. — В том, что мы в таком формате никогда не работали. По сути, мы все выступили в роли драматургов (написали истории, которые вошли в спектакль), в роли режиссеров и актеров…
Меня всегда вдохновлял прием сторителлинга, и так сложилось, что когда мы только начали работу над спектаклем, у нас в театре был мастер-класс по сторителлингу от Сергея Щедрина из Школы-студии МХТ… Вот так все и сложилось».
Сценография спектакля, все детали, работающие на постановку и внутри нее, — тоже идеи режиссера. Футболки с иллюстрациями самого Экзюпери к «Маленькому принцу», анимация, песочница на сцене, рисунки «в детском стиле», которые на самом деле создают актеры в процессе спектакля, самолетик из конструктора типа «лего», который собирают и разбивают, — все это работает на атмосферу постановки. А еще актеры собираются вступать в диалог со зрителем…
«Мы не говорим напрямую о Маленьком принце, мы говорим через него… — объясняет Герман Авеличев. — И потому обратимся к зрителям. В определенных сценах. И для меня важен формат малой сцены, он дает интимность и доверительность в разговоре…
А после премьеры мы обязательно устроим обсуждение, чтобы и самим осознать, что у нас в итоге получилось. Нам очень нужна обратная связь».
Интересно, что в спектакле «Вселенная бесконечна» нет ни одной актрисы. Это абсолютно мужская постановка. Даже удивительно — а как же знаменитая роза? Неужели обойдется без нее?
«У каждого мужчины — своя роза, — говорит Герман Авеличев. — Знаете, повесть Экзюпери — она не только про детство, она еще и про мужской мир. Даже глава о розе — она ведь посвящена его жене…
Так что в нашем спектакле места женщине — даже в какой-то декоративной роли — просто нет. Мы говорим про женщин, мы ими восхищаемся, но и все на том…
Можно сказать, что наш спектакль про то, как мужчины выпалывали баобабы ради одной розы».