«Это произведение Джакомо Пуччини — одна из самых исполняемых опер ХХ века. Созданная в последние годы жизни композитора (который все же не успел окончить последний дуэт и финал), она подвела итог не только его собственного творческого пути, но и большой традиции итальянской оперы в новом столетии», — рассказали в театре.
Во время первого исполнения в Ла Скала 25 апреля 1926 года, уже после смерти Пуччини, дирижер Артуро Тосканини — его давний друг и единомышленник — прервал исполнение на третьем действии, повернулся к публике и произнес: «Здесь перо выпало из рук композитора». Впоследствии Франко Альфано дописал финал на основе черновиков автора.
В основе либретто — китайская трагикомическая сказка Карло Гоцци о жестокосердной принцессе, губящей женихов, которые не могут дать правильные ответы на ее загадки. Типичная для театра Гоцци «сказка масок» была во многом переосмыслена Пуччини и превращена в драму сильных страстей, где восточная пышность сочетается с кровавыми расправами, а символизм пронизывает реальность. Фабула финала тоже была изменена: торжество победы любви в «Турандот» не может омрачить даже гибель рабыни Лиу.
Арии и хоровые фрагменты оперы в буквальном смысле разлетелись на цитаты и известны далеко за пределами оперного мира, например, жизнеутверждающая ария Калафа Nessun dorma («Пусть никто не спит») стала хедлайнером тенорового репертуара, звучащим в кинофильмах, на телевизионных ток-шоу и церемониях Олимпийских игр.
На сцене Мариинского театра «Турандот» впервые была представлена в 2002 году в версии французских постановщиков из Марсельской оперы (режиссер — Шарль Рубо).
На Приморской сцене Мариинского театра «Турандот» представляют ведущие солисты театра — Алена Диянова, Мэргэн Санданов, Илья Астафуров, Всеволод Марилов, симфонический оркестр Приморской сцены под управлением Павла Смелкова.