Выставка в Приморской картинной галерее посвящена ее 55-летию, и стала одним из главных проектов в череде юбилейных мероприятий.
«Это не первая наша совместная работа с Нижегородским художественным музеем, — говорит Алена Даценко, директор Приморской краевой картинной галереи. — Мы много лет обмениваемся работами из фондов, вместе принимаем участие в больших выставках. Но проект такого масштаба, когда к нам приехали лучшие произведения, хранящиеся в коллекции одного из старейших художественных музеев России, — мы смогли воплотить в жизнь впервые! А работа над ним длилась более года». Можно сказать, что Нижегородский музей сделал Приморской картинной галерее и Владивостоку прекрасный подарок. Ведь так сложилось, что в коллекции авангарда у нашей галереи нет работ Малевича, а в коллекции русского классического искусства — нет Сурикова, Кустодиева. И разумеется, большая радость — взглянуть на творения этих и других прекрасных русских художников.
«Зачастую в региональных музеях хранятся такие шедевры, что им могут позавидовать и крупнейшие галереи, — говорит Алена Даценко. — Вот так в Нижегородском художественном музее находится великолепное авторское повторение «Грачи прилетели». Знаковая, топовая вещь, всем хорошо известная!
А хрестоматийный «Мужичок из робких» Ильи Репина? В творчестве художника эта работа — целый этап, ее знает каждый музейщик, искусствовед. И вот она — в наших стенах, на выставке! А великолепный Малевич — это первая работа знаменитого авангардиста в стенах Приморской картинной галереи».
Скажем честно, Владивостоку повезло. Большинство из тех работ, что составили основу экспозиции выставки «Сокровища Нижегородского художественного музея. От Саврасова до Малевича» не лежат в фондах Нижегородского музея, а обычно находятся в выставочных залах. Но в связи с юбилеем Нижнего Новгорода — городу исполняется в августе 800 лет! — музей ремонтируют, и потому топовые, ударные, так сказать, работы — Суриков, Малевич, Репин, Маковский, Ярошенко, Саврасов — смогли отправиться к берегам Японского моря более чем на два месяца.
«Конечно, нам хотелось показать во Владивостоке знаковые произведения нашей коллекции, — говорит Наталья Соколова, — заведующая экспозиционно-выставочным отделом НХМ, — мы даже «Косарем» Малевича, который у нас очень много путешествует и мы его в родных стенах и сами редко видим, поделились с удовольствием.
Разумеется, отбирая произведения для выставки во Владивостоке, мы в первую очередь думали о том, позволяет ли их сохранность, их состояние отправиться в такую далекую поездку. Сохранность работы всегда стоит на первом месте для музейщиков. Независимо от того, каким бы заманчивым не было предложение о выставке, последнее слово — за реставрационным советом. И часто шикарные идеи разбиваются именно об их вердикты…
Но мы предоставили такие знаковые работы Приморской картинной галерее потому, что знаем: здесь созданы все условия для их правильного экспонирования и хранения, у вашей галереи — прекрасная репутация. А это очень важно. Это тот самый случай, когда ты сначала работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя».