В столице Республики Бурятия Улан-Удэ ПАО «ТГК-14» столкнулось с парадоксальной ситуацией, когда контролирующие и надзорные органы, в частности Муниципальная жилищная инспекция Администрации Улан-Удэ, своими актами понуждают компанию производить расчеты за отпущенные коммунальные ресурсы по методике, не предусмотренной нормами действующего жилищного законодательства.
Применение указанной методики незаконно освобождает жителей ряда домов от оплаты части поступившего в их дом коммунального ресурса в виде тепловой энергии, что влечет возникновение убытков у ресурсоснабжающей организации. А в силу того, что Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия в отношении ПАО «ТГК-14» применяется затратный метод тарифообразования, то убытки, связанные с применением указанной методики, возлагаются на всех жителей путем включения их в тариф на тепловую энергию.
В рамках реализации контрольных мероприятий Муниципальной жилищной инспекцией в адрес ПАО «ТГК-14» выдано 176 предписаний о произведении перерасчета по спорной методике за период с 2016 по 2020 г. г. на общую сумму свыше 51 млн. рублей. Суть разногласий между ПАО «ТГК-14» и Муниципальной жилищной инспекцией состоит в определении объема тепловой энергии, израсходованной на линии горячего водоснабжения, для целей определения объема тепловой энергии, использованной на отопление.
Законодательные нормы по расчету тепла на отопление и ГВС
ПАО «ТГК-14» в определении объема тепловой энергии использует положения Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг». Пунктом 40 этих Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42 (2), 43 и 54 Правил № 354. Таким образом, при открытой системе теплоснабжения и наличии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, учитывающего объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается согласно абзацу восемь пункта 42(1).
Этой нормой прямо предусмотрено, что «При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего — пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды».
Следует отметить, что в данном случае в абзаце 8 п. 42(1) есть оговорка, что такой способ применяется при выборе способа расчета только в отопительный период. Однако, иного способа расчета не существует. Формулы 3, 3(1), 3(3) Приложения № 2 к Правилам № 354 не содержат в себе указаний на определение количества тепловой энергии, затраченной на линии ГВС, в целях определения объема тепловой энергии по отоплению исходя из показаний приборов учета.
На основании использования указанной выше нормативной методики, при определении объема тепловой энергии, затраченной на отопление, ПАО «ТГК-14» от показаний прибора учета на общем вводе отнимает объем тепловой энергии по линии ГВС, определенной как произведение показаний индивидуальных приборов учета горячей воды всех помещений МКД на норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды, установленный на уровне 0,05119 Гкал/м3 и утвержденный приказом РСТ по Республике Бурятия.
Методика расчета от жилищной инспекции Улан-Удэ
Муниципальная жилищная инспекция Администрации г. Улан-Удэ, в свою очередь, путем вынесения в адрес ПАО «ТГК-14» предписаний, понуждает Общество при определении объема тепловой энергии по линии ГВС пользоваться показаниями прибора учета, установленного на линии горячего водоснабжения и фиксирующего расход тепла. Такой подход по своей сути порочен, так как коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения не измеряется в гигакалориях, а измеряется в кубических метрах. При этом, на один и тот же объем горячей воды, но подогретой до разной температуры приходится разный расход тепловой энергии.
Исходя из методики расчета, практикуемой жилищной инспекцией г. Улан-Удэ, может возникнуть такой, например, случай: когда жителями дома за расчетный период не будет израсходовано ни одного кубического метра горячей воды, но расход тепла, вызванный циркуляцией во внутридомовой системе горячего водоснабжения, все равно будет зафиксирован прибором учета. В этом случае, по мнению жилищной инспекции указанный расход тепловой энергии не подлежит оплате гражданами, и жилищная инспекция классифицирует этот расход как тепловые потери в сетях МКД. Вместе с тем, следует заметить, что ни одной нормы права, позволяющей производить расчеты исходя из фактических показаний расхода тепловой энергии по линии ГВС, действующее жилищное законодательство не содержит.
Отметим, что указанная спорная ситуация складывается только по тем домам, где в силу различных причин на линии горячего водоснабжения организован учет тепловой энергии. По другим домам, где такого подсчета нет, Муниципальная жилищная инспекция с применяемой ПАО «ТГК-14» методикой согласна.
В последней указанной категории домов ввиду разногласий Муниципальной жилищной инспекции и ПАО «ТГК-14» складывается следующая ситуация. Расход тепловой энергии, определенный на основании норматива, значительно меньше чем расход, определенный по показаниям прибора учета. Таким образом, от показаний на общем вводе отнимается меньший объем тепловой энергии, следовательно, объем тепловой энергии затраченной на отопление возрастает. Указанная разница связана с тем, что, во-первых, утвержденный РСТ по Республике Бурятия норматив подогрева 0,05119 Гкал/м3 рассчитан исходя из минимальной температуры горячей воды, без учета того, что согласно показателям качества температура горячей воды варьируется от 60 до 75 С. Во-вторых, при расчете по нормативу не учитывается расход тепловой энергии, использованной на циркуляцию горячей воды в системе, а также расход тепловой энергии, затраченной на подогрев санузлов полотенцесушителями. По мнению Муниципальной жилищной инспекции, указанный расход является потерями и не может быть предъявлен жителям в составе платы за отопление.
Почему подход надзорных органов Бурятии является ошибочным
При этом Муниципальной жилищной инспекцией не берется во внимание тот факт, что в соответствии с ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 26.04.2006 № 80-ст, отопительным прибором является устройство для обогрева помещения путем передачи теплоты от теплоносителя (вода, пар), поступающего от источника теплоты в окружающую среду. И согласно этому ГОСТу полотенцесушитель является отопительным прибором (трубчатым радиатором), предназначенным для обогрева помещений (п. 3.4).
Кроме того, согласно п. 3.18. «ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования» к элементам отопления по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся также полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения и кроме того ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Соответственно, определение объема тепловой энергии по линии горячего водоснабжения с использованием приборов учета тепла создает ситуацию, когда ресурсоснабжающей организации становиться не выгодным наличие такого прибора учета, что в свою очередь влияет на скорость реализации мероприятий, предусмотренных федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».
Еще одним фактором, свидетельствующим, что определение объема тепловой энергии необходимо производить исходя из норматива потребления является и то, что в Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. № 99/пр не содержится положений о необходимости подсчета количества тепловой энергии по линии горячего водоснабжения.
Пунктом 37 Методики предусмотрено, что в системе горячего водоснабжения регистрируются следующие параметры:
а) масса, давление и температура горячей воды;
б) масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Таким образом, создалась ситуация, когда предписания Муниципальной жилищной инспекции ведут к нарушению Гражданского кодекса РФ ввиду невозможности ресурсоснабжающей организации выставить к оплате весь объем отпущенной тепловой энергии в многоквартирный жилой дом. Кроме того, за тепловую энергию, которую потребили, но не оплачивают жители конкретных домов, вынуждены платить остальные жители г. Улан-Удэ, так как эти затраты включаются в тариф на следующий период регулирования.
Профессиональное сообщество поддерживает ПАО «ТГК-14»
Позицию ПАО «ТГК-14» в этом вопросе поддерживают авторитетные эксперты профессионального сообщества. Так, в соответствии с официальным письмом № РТ/77 от 23.03.2021 г. за подписью Президента Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение» В. Г. Семенова утверждается, что выводы Муниципальной жилищной инспекция Администрации г. Улан-Удэ, изложенные в ее предписании № 292-ПР от 05.12.2020 г., об определении объема тепловой энергии, затраченной на отопление при ОВР и гласящие «Чтобы найти отопление при ОВР необходимо от системы 1 (общего ввода) вычесть систему 2 (ГВС)» противоречат действующему законодательству.
Это происходит ввиду того, что расчет отопления выполняется в данном случае не в соответствии с седьмым абзацем пункта 42(1) Правил № 354. Формулы расчета, определяющие размер платы за услуги отопления и горячего водоснабжения при установленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом доме, согласно Правилам № 354 не предусматривают какого-либо уменьшения фиксируемого коллективным (общим) прибором учета объема тепловой энергии, а описывают порядок распределения общего объема тепловой энергии, поступившей в дом, между отоплением и горячим водоснабжением.
Источник: http://gkhprofi.ru/