Режиссером постановки выступила Яна Мялк, актриса Приморского краевого академического театра имени Горького. Ведь именно народный артист России Ефим Звеняцкий, главный режиссер и худрук театра, выступил осенью прошлого года с идеей создания Народных театров по всему краю. Идею поддержал губернатор Приморья Олег Кожемяко — и первыми ее подхватили в Артеме… И вот уже — премьера!
— Яна Вадимовна, как вы отреагировали на то, что вам предложили поставить первый спектакль в Народном театре Артема?
— Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть», — хохочет Яна Мялк. — Я очень обрадовалась, хотя это было и неожиданно. За работу мы взялись вместе с моей подругой и коллегой Мариной Волковой, актрисой театра имени Горького. Мы с Мариной много лет ведем детскую театральную студию, попробовать себя в работе с самодеятельными взрослыми артистами было очень интересно.
— Как шли жители Артема на кастинг?
— Толпой! Записалось больше 60 человек (это больше, чем труппа в театре Горького), мы просмотрели всех. Шли люди всех возрастов, всех профессий, молодые и пожилые… Глаз у нас наметан, мы уже знали, какую пьесу будем ставить, поэтому отбирали тех, кто был не просто талантлив и давал большие надежды, но и подходил по типажу. А вообще очень много было людей талантливых, интересных, творческих! Я была поражена, сколько одаренных людей в Артеме.
Хочу сказать, удивительно, сколько пришло мужчин и какими они оказались талантливыми. Замечу, что все, кто приходил на кастинг, в институте, в школе, на работе принимали участие в творческих проектах — агитбригадах, например, кружках разных…
В итоге мы отобрали 35 человек, сегодня труппа Народного театра Артема — 30 человек (почти как труппа театра имени Горького, там 45 человек). Самому старшему почти 70, младшему 16.
Мало того, у нас в спектакле два состава, что усложняет нашу работу как режиссеров еще больше, но люди такие талантливые, что нельзя упускать… Причем второй состав выходит в массовке, когда первый состав в главных ролях, и на следующий день — наоборот.
- Почему вы выбрали для первого спектакля пьесу Анатолия Сафронова, советского драматурга, известного, например, сценарием фильма «Стряпуха»?
— Это легкий доступный материал и для наших актеров, и для зрителя. Там нет глубоких драматургических задач, пьеса простая, все на поверхности, но в то же время умно, весело, ярко, забавно… Фабула прозрачная, все вокруг любви вертится, отношений мужчины и женщины…
Кроме того, эта пьеса давала нам возможность раскрыть способности и таланты каждого из наших артистов. Мы насытили ее песнями, танцами, перенесли время действия в наше время, и это было естественно и легко.
— Сложно ли было самодеятельным актерам, например, учить текст?
— Сложно. И эти проблемы остаются и сегодня. Мы над этим работаем. Непрофессионалу очень сложно совместить в себе и физическое действие, когда актер на сцене, и внутреннее психологическое состояние, и слово… Это трудно понять до тех пор, пока не столкнешься лично. Многие говорят: да что там, выйти да сыграть… А когда сам пробуешь это сделать…
И ведь главное — каждый раз, каждую репетицию нужно точно соотнести действие, задачу, предлагаемые обстоятельства, текст, движение, мизансцену… И вот начинается путаница, с которой наши ребята (мы их так называем, потому что за время репетиций сплотились и стали практически семьей) все же научились справляться. Они очень стараются! Рвутся, стремятся себя проявить…
Кто-то из наших актеров настолько темпераментный, что пытался добавить свои слова, что-то придумать к пьесе. Приходилось переубеждать, что для начала надо сыграть так, как написано…
В процессе работы мы учили артистов, как правильно дышать, как сохранить голос, не сорвать связки… Давали скороговорки, чистоговорки, и они очень старались. Результаты ощутимы…
Уже ближе к премьере у некоторых артистов вдруг появились опасения: как же так, я выйду на сцену, а передо мной — зал, полный людей, и все на меня смотрят. Вдруг я испугаюсь? Мы разбирали с ними эти опасения, а потом… А потом начались репетиции с профессионально выставленным светом. И тут наши актеры поняли то, о чем мы им говорили с самого начала: они ощутили ту самую четвертую стену. Сцена освещается, а зрительный зал остается в темноте, актеру зрителей не видно.
И наши артисты еще какое-то время привыкали к этой четвертой стене…
— Удалось ли вам за это время создать команду?
— Более того! Народный театр стал для наших артистов чем-то очень дорогим, они уже и праздники вместе отмечают, и дни рождения, и помогают друг другу.
Да что там, театр семьи сплотил! Мужья помогают женам учить текст и наоборот, бабушки безропотно сидят с детьми, если мама на репетиции…
Вообще мы объединили чуть ли не весь Артем! Вы не представляете, город реально гудит. Семьи наших актеров, их друзья, родные ждут премьеры, говорят о ней… Всколыхнулся Артем, это очень чувствуется. Это стало праздником, глотком свежего воздуха. Потому что это прекрасная и — дай бог — долгоиграющая история, которая будет наполнять жизнь горожан духовностью, чем-то высоким…
Я говорю не голословно, уже в процессе работы над спектаклем к нам на репетиции едва ли не ежедневно приходили люди, просили: возьмите меня!
— Сколько времени ушло на работу?
— Без малого пять месяцев. Мы с Мариной — действующие, занятые в родном театре актрисы, и это накладывало отпечаток на график репетиций. Но все свободное время мы проводили в Артеме, а уж ближе к премьере фактически днюем и ночуем там. Иногда артисты даже приезжали к нам сюда из Артема и мы репетировали здесь. Кстати, здесь же, на оборудовании театра имени Горького мы делали запись песен, которых очень много в спектакле. Да, у нас актеры даже вживую поют!
— Театр имени Горького оказал вам большую помощь?
— Да неоценимую! Сергей Скорнецкий, мастер по свету, Вадим Колтунов, из Москвы прилетали, чтобы все наладить. Павел Шостак, великолепный звукорежиссер театра, тоже помог нам с записью музыки. Это дорогого стоит!
А вот костюмерами, парикмахерами, реквизиторами выступили наши же актеры. Как и монтировщиками. Причем они прошли мастер-класс в театре имени Горького.
— В вас самих эта «проба пера» в качестве режиссеров Народного театра, работа со взрослыми артистами что-то новое открыла?
— Скорее мы ощутили в себе способности психолога, научились находить подходы к людям — ведь не так просто сплотить большой коллектив и выдать продукт.
А еще и я, и Марина постоянно сомневаемся в себе, постоянно: а правильно ли мы учим людей, а правильно ли даем им азы театрального искусства, объясняем, какие задачи необходимо выполнять… Мы развиваемся как театральные педагоги, это правда.
— Премьера состоится 22 и 23 мая, а потом?
— Уже расписаны на июнь показы, спектакль будет идти по выходным раз в две недели. Потом летом — перерыв на отпуска, а осенью мы очень надеемся, что начнется новый проект и реализуется к зиме… Очень надеемся.
Причем у нас премьера бесплатная, по пригласительным. Это семьи, родственники, часть билетов распределяется администрацией Артема. Кстати, я хочу сказать огромное спасибо Вячеславу Квону, главе города, за ту помощь, которую он оказывает Народному театру. Он не раз приезжал на репетиции, подружился с нами. И губернатор Приморья Олег Кожемяко тоже встречался с актерами, очень доброжелательно отнесся к проекту. А как нам пошла навстречу администрация ДК угольщиков! Они очень нам помогли, и репетиционные залы предоставляла, и вокальные кабинеты, и другие помещения, и вообще — со временем этот ДК станет базой для Народного театра Артема… Вообще это прекрасная площадка, после ремонта, отличная акустика, зал великолепный. Одно удовольствие работать.
— Вы волнуетесь перед премьерой?
— О, еще как! И немного грустно, что новый проект начнется не сразу. Репетиция — любовь моя, сказал Анатолий Эфрос, и это правда. Я буду скучать по репетициям и ждать новых.