Posted 28 мая 2021,, 08:24

Published 28 мая 2021,, 08:24

Modified 1 сентября 2022,, 04:13

Updated 1 сентября 2022,, 04:13

Одинокий ларек: какие перспективы у шаурмечных Владивостока до конца 2021 года

28 мая 2021, 08:24
Уличная торговля в столице Дальнего Востока получила право на жизнь. Амнистию ларькам выдал исполняющий обязанности мэра Владивостока Константин Шестаков.

Еще 21 мая он подписал постановление о введении моратория на снос торговых павильонов (правда, есть весомая оговорка — установленных на законнных основаниях). А это значит, что малый и средний бизнес, прописанный на улицах Владивостока, будет жить, а сами горожане не останутся без шаурмы, кофе и продуктов, которые привыкли покупать рядом с домом.

Чем обернется такой мораторий для города и почему своей подписью Шестаков перечеркнул то, с чем боролся уже экс-глава Владивостока Олег Гуменюк, разбирался корреспондент «Восток-Медиа».

Ночной ларек, я этой ночью одинок

Предыдущий глава Владивостока практически сразу же объявил ожесточенную борьбу ларькам, шаурмечным и остальным объектам торговли, которые располагались в некрасивых старых гаражах. Идеей фикс было уничтожить ларьки и киоски, что незаконно живут и работают на муниципальной земле и самовольно подключены к сетям. Правда, инициатива родилась после настоятельной рекомендации полпреда, но чего об этом вспоминать сейчас?

«Их надо убирать! Как они появились и почему беззаконно работают — Гуменюк деликатно не стал погружаться в историю. Ведь в корнях может оказаться кто-то из предшественников», — писал журналист Андрей Калачинский, который присутствовал на подведениях итогов первого года работы Гуменюка в должности мэра.

Самая ожесточенная борьба с подобными объектами торговли началась еще в 2019 году. В целом, за два года из города исчезло более тысячи старых гаражей, нелегальных ларьков и ограждений. Только в начале 2021 года с лица Владивостока исчезло сразу два рынка.

Если обратиться в прошлое, то в конце июля 2019 года прошло заседание комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, сносу самовольных построек и переносу иных объектов. В итоге, в список объектов, которые, по решению комиссии, установили владельцы по своей собственной воле, попали почти 150 наименований. Среди них — ларьки и кафе, которые расположены в районе Токаревского маяка. После этого на сайте мэрии было размещено распоряжение, согласно которому, в первую очередь с территории отдыха на Токаревской кошке должны были исчезнуть четыре объекта. В этих киосках размещались небольшие кухни с уличным стрид-фудом, которые так любили приезжающие отдохнуть на маяк. Кроме них, в распоряжении значились ларьки, установленные в районе улиц Енисейская, Ватутина, Калинина, Тобольская, Луговая, Тухачевского, Русская, которые также подлежали сносу.

Вообще подобные объекты незаконной торговли выявлялись регулярно: во время рейдов специалистов администрации города совместно с представителями полиции и других ведомств. Особенно такие меры были популярны в летнее время года, поэтому больше всего ларьков перестали портить лицо города летом.

«Рейды проводим как в плановом порядке, так и по жалобам граждан, которые поступают в администрацию города», — отмечали специалисты администрации города.

А напоследок я снесу…

Большой потерей для Владивостока стал снос рынка на Второй Речке в районе Автовокзала. Эту идею пролоббировал Олег Гуменюк в марте 2021 года. Тогда уэе бывший мэр дал поручение демонтировать торговые объекты на этой территории, основываясь на решении, по которому торговые киоски на Русской, 2а, исключены из схемы города.

Сейчас там пустошь, но на месте рынка планируют обустроить комфортную территорию и транспортный узел с разворотным кольцом.

Причина гибели рынков связана не только с экономическими, но еще и с психологическими аспектами. По мнению психолога Андрея Кричевского, современные потребители начали зарабатывать больше и хотят получать сервис, соответствующий уровню их доходов. К тому же челночная торговля и покупка вещей из контейнеров воспринимается людьми как нечто не совсем законное. А еда, купленная в контейнерах — обязательно приготовлена в условиях антисанитарии и опасна.

Снести (,) нельзя (,) оставить?

Согласно экспертному мнению через несколько лет эпоха рынков во Владивостоке закончится и с карты городских пространств навсегда исчезнет контейнерная торговля. Все предпосылки к этому уже есть — если титаны этого бизнеса не выдержали напора, то ждать особого сопротивления от оставшихся торговых малышей не стоит.

Сами потребители говорят, что ушла главная изюминка торговли — продавцы не торгуются, а цены едва ли уступают товарам из брендовых бутиков.

Тогда почему же нынешний глава Владивостока, практически сразу после вступления в новую должность ввел мораторий на снос подобных объектов?

По счастливой случайности, буквально через несколько дней после своего назначения Константин Шестаков встретился с представителями предпринимательского сообщества и обсудил актуальные вопросы взаимодействия. В частности, это возможность отзыва из Думы города проекта постановления о повышении коэффициентов арендных ставок на землю и введение моратория на исключение нестационарных торговых объектов из схемы НТО. Обсуждение последнего вопроса оказалось довольно продуктивным, так как в схему размещения НТО в городе входит порядка 840 объектов, которые держат бизнесмены города.

«Во Владивостоке работает 45 тысяч предпринимателей, у которых трудится почти четверть жителей города, поэтому для меня вопросы предпринимательства являются приоритетными. В среду мы встречались с представителями бизнес-сообщества, обсудили наиболее острые вопросы, которые они ставят перед администрацией города, определили два основных вектора. Сегодня реализуем первое решение: подписан мораторий на исключение объектов нестационарной торговли из существующей схемы», — рассказал Константин Шестаков.

Также и.о главы города подчеркнул, что этот мораторий позволит предпринимателям, которые ведут торговлю в киосках и павильонах, более уверенно себя чувствовать, продолжать работать и зарабатывать, так как это особенно важно в сегодняшнее непростое время, когда экономика существенно пострадала из-за пандемии.

Между тем, незаконным объектам пощады не будет. Те, ларьки, которые установлены с нарушениями, продолжат демонтировать. Однако предприниматели, ведущие бизнес на законных основаниях, получат благодаря принятому документу поддержку. Мораторий будет действовать до конца 2021 года.

"