Как рассказал главный балетмейстер Эльдар Алиев, постановка «Баядерки» — это важный этап в жизни театра, это очередное приобщение к сокровищнице классического репертуара. Кроме того, «Баядерка» всегда была особо любима публикой…
«Балет этот представляет особую ценность, — подчеркнул Эльдар Агабалаевич. — Ту „Баядерку“, что шла на исторической сцене Мариинского театра, никогда не возили на гастроли за границу. Потому что декорации к ней — живопись — представляли собой историческую ценность, произведение искусства, не подлежали противопожарной пропитке. „Баядерка“ шла не чаще двух раз в месяц. И публика ломилась на нее, как ни на один другой. Танцевать в нем доверялось не всем, выйти в „Баядерке“ было особой честью».
Эльдар Алиев подчеркнул, что спектакль, который поставили во Владивостоке, представлен в классическом виде. Хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани (1941 год).
«Что касается либретто, то наш спектакль базируется на редакции 1941 года, когда акт теней стал финальным. Мне эта редакция кажется интересной. Мы постарались быть максимально аккуратными и сохранить ее без изменений.
Финальный акт в нашем балете — акт теней, один из самых известных в мире. В нем в унисон танцуют 32 артистки кордебалета. Это сложнейшая работа, ведь каждый пальчик, каждая ресничка должны двигаться вместе, идеально, по-петербургски, четко и одновременно!», — отметил главный балетмейстер.
Внешний облик спектакля также соответствует тому, какой была «Баядерка» в 70-80-х годах прошлого века. Яркий, по-индийски пряный колорит балета удачно передается в занавесях, костюмах героев…
«Но разумеется, мы и кое-что изменили, — сказал Эльдар Алиев. — Например, в гран-па привели костюмы в соответствии с логикой спектакля. Также мы изменили в танце золотого божка внешний вид арапчат-детей. Хочу сразу подчеркнуть — не потому, что в мировой прессе активно муссируется тема, мол, мазать черной краской лица актеров — это глумление над черной расой и так далее. Просто появление именно арапчат в этой сцене было нелогичным. Мне вообще было непонятно, каким образом в индийском балете оказались арапчата — в группе с золотым божком.
Кстати, номер «танец Золотого божка» имеет свою историю. Его поставил знаменитый танцовщик Николай Зубковский уже в советское время, и это был своего рода его бенефис. Когда я размышлял об оформлении этого танца, мне показалось логичным превратить детей не в арапчат, а сделать их золотыми. Золотой Будда, золотой божок… И действительно, на мой взгляд, сегодня дети в этом номере смотрятся куда более органично, чем в гриме арапчат. Номер заиграл свежими красками».
Первую премьеру «Баядерки» во Владивостоке танцевали Сергей Уманец и Анна Самострелова, ведущие солисты балетной труппы Приморской сцены. Также в премьерные дни ведущие партии Солора и Никии исполняли Мария Ильюшкина и Виктор Кайшета, солисты балетной труппы Мариинского театра, специально приглашенные на Приморскую сцену. Мария Ильюшкина призналась, что партия Никии была ее мечтой — и вот сбылась!
«Людвиг Минкус по праву считается классиком балетной музыки. Совместно с Мариусом Петипа он создал 16 балетов, самые известные — „Дон Кихот“ и „Баядерка“, и очень здорово, что отныне они есть на Приморской сцене Мариинского театра оба, — отметил дирижер Антон Торбеев. — Музыка у Минкуса очень легкая, прозрачная, танцевальная, он отлично чувствовал специфику балета. А еще она страстная, когда нужно показать чувства героев, временами драматичная. И не зря этот балет идут почти два века на всех сценах мира. Уверен, он будет пользоваться огромной любовью и приморской публики».