Posted 31 мая 2021, 03:40
Published 31 мая 2021, 03:40
Modified 1 сентября 2022, 03:05
Updated 1 сентября 2022, 03:05
Недавно с актерами работала актриса и педагог, тренер по технике речи и ораторскому искусству Залина Хабисова. Ранее, в 2019 году, она уже приезжала в театр, чтобы провести мастер-класс по сценической речи.
А вот хореограф центра современного танца «Продвижение», постановщик пластических спектаклей, руководитель проекта «Вверх ногами» и преподаватель кафедры хореографии Хабаровского института искусств и культуры Александра Ерина приехала поработать с уссурийскими актерами впервые.
С точки зрения неподготовленного зрителя, происходящее на сцене выглядит странно. Актеры принимают неожиданные вычурные позы, застывают, перекатываются, то собираются в группы, то разбегаются, то деловито изображают броуновское движение… Это не хореография в привычном понимании этого слова, это мастер-класс на освобождение, раскрепощение, снятие штампов, зажимов в движении.
«Мы являемся неким целым, единой командой, которая друг с другом делится: они своим театральным опытом, я своим хореографическим, и это складывается вместе и получается то, что получается сейчас, — комментирует Александра Ерина. — То есть из одного и второго рождается нечто третье: у нас „один плюс один равно три“. В данном моменте важнее процесс, чем результат, и так как у этих мастер-классов нет какой-то конечной точки вроде постановки спектакля, и этот свободный поиск позволяет выйти за рамки, он облегчает морально, эмоционально само восприятие информации. У нас нет экзамена. Но есть мотивация, чтобы пластические практики, которые мы пробуем здесь, актеры могли потом использовать в процессе своей работы».
Опыт выхода за рамки определенного жанра и даже определенного вида искусства у Александры есть. В Хабаровске, откуда она приехала, руководимый ею проект «Вверх ногами» является резидентом Хабаровского краевого музыкального театра и объединяет представителей самых разных видов искусств: здесь и вокалисты, и музыканты, и профессиональные танцоры, и непрофессионалы…
«Современное искусство — за пересечение, коллажность, смещение зрительского восприятия, — говорит Александра Ерина. — Зритель может быть везде: и внутри, и снаружи. И театр может быть не только на сцене. Вот с этим мы сейчас работаем. И здорово, что в этом направлении есть еще большой потенциал к развитию».
Современная хореография рассматривается с точки зрения «Танец как способ самовыражения», и в этом просматривается именно актерская история. Ведь актеру нужно уметь донести до зрителя свою эмоцию не только словом, жестом, выражением лица, а буквально телом. Вот примерно такие задачи и ставила Александра на тренингах перед актерами Уссурийского театра имени Комиссаржевской.
«С ребятами уссурийской труппы очень легко, потому что они выполняют любую поставленную мной задачу, потому что они готовы эмоционально, идет открытый диалог. Они не боятся. Хореографы, танцоры привыкли работать с зеркалом, оценивать себя, — здесь этого нет, и это очень здорово. Не приходится снимать „паттерны“ — то есть какие-то привычные, отработанные пластические схемы. А еще здорово, что здесь все — разные типажи. Каждый уникален, и в этом их преимущество. Мне очень интересно наблюдать за ребятами, как они решают поставленные задачи, поэтому можно им предлагать выбор, мы вместе решаем, как лучше. И мне кажется, что на занятиях атмосфера очень доброжелательная, было легко настроиться», — говорит хореограф.
По мнению Александры, благодаря пандемии ощутимо изменился вектор взаимодействия в стихии современного танца: сейчас представители этого направления в хорошем смысле держатся друг за друга, гораздо охотнее обмениваются опытом, проводят мастер-классы, стремятся развивать и поддерживать своё танцевальное направление, независимо от географической отдаленности. Идея приехать в Уссурийск возникла на волне этого объединения: хореограф Уссурийского театра имени Комиссаржевской Анна Берсанова давно знакома с Александрой Ериной, и вот личное знакомство переросло в деловое сотрудничество. Интересно, какую форму оно примет в дальнейшем?
«Я вообще не за планирование, — улыбается Александра. — Но очень надеюсь на то, что сотрудничество продолжится. Желание есть, как видите. Но в какой форме оно произойдет? Возможно ли, что это будет даже пластический спектакль — сложно сказать, но это такой очень хороший маячок, свет надежды, на который можно идти. И мы будем продолжать движение».