Часть команды
В социальных сетях Приморья в конце июля 2021 года начали появляться посты о том, что некий молодой человек по имени Дмитрий решил заработать денег и отправиться в море, но попал в беду. Если быть точнее, то на судно компании «Эльбрус», которое, по словам интернет-комментаторов, заполнено бывшими заключенными.
Родственники Дмитрия пишут, что он давно не выходит на связь, а когда выходил, сообщал, что сотрудники службы безопасности применяют к нему и другим физическое насилие. В комментариях нашлось много моряков, которые подтвердили слова пропавшего рабочего о том, что на судне применяется насилие.
«Мой сын ходил на (название судна — прим.ред), сказал, что там чистый ад. Мальчика из Партизанска привезли домой в гробу», — пишет одна из комментаторов. Ей тут же вторят два других пользователя, которые утверждают, что на судно можно устроиться с одним паспортом, а насилие на борту вполне обыденная практика.
Редакция не берется утверждать, что сообщения, написанные интернет-комментаторами правдивы, но они взяты из разных источников и полное отсутствие положительных отзывов о компании заставляет задуматься.
Моряковладелец
В сообщениях пабликов часто упоминается некий Сан Саныч, владелец «Эльбруса», там же приводится его визитка, где написано, что его фамилия Жестовский. Согласно информации базы данных СПАРК-Интерфакс «Сан Саныч» является владельцем двух компаний. Также в его «бизнес-портфеле» есть солидные доли еще в трех организациях.
Камчатская компания «КЗБ-Джонка», которой Жестовский владеет единолично, получила в 2020 году 214 701 000 рублей чистой прибыли. Компания занимается морским рыболовством и последняя проверка Роструда, прошедшая в 2017 году, показала 13 нарушений. Вторая компания — приморский «Эльбрус». Компания заработала в 2020 году 104 119 000 рублей чистой прибыли. Что касается остальных юрлиц, то они не заслуживают пристального внимания, так как их балансы стремятся к нулевым и минусовым значениям.
Часть корабля
На анонимных форумах, посвященных работодателям, Эльбрус тоже упоминается. Там же сразу несколько человек заявляют, что некоторое время назад на борту судов погибали люди.
«Я работал на (название судна — прим.ред), это был ад. Люди, которые там работают все бывалые с лагерей. Ты для них будешь не матрос, а раб. За рейс на (название судна — прим.ред) произошло 2 ЧП, 2 трупа: один (наложил на себя руки- прим. ред.), а другой за борт прыгнул. Вот и думайте, надо это вам или нет», — пишет один из комментаторов. Дата его сообщения — конец сентября 2020 года совпадает с датами проверок Роструда по факту нескольких несчастных случаев — начало сентября и конец июля 2020 года.
Кстати о проверках. Корреспондент издания установил, что в 2019 и в 2020 году на судах «Эльбруса» проходили три проверки государственной инспекции по охране труда. Все три раза инспекторы ведомства проверяли поступившие к ним заявления и выносили свое представление о «нарушении порядка расследования несчастного случая». Однако достоверно установить какие именно несчастные случаи происходили на судах, не представляется возможным.
Корреспондент издания обратился в отдел кадров компании под видом моряка, ищущего работу. На собеседование журналиста пригласили сразу же, если на руках имеются сделанные «морские» документы. Услышав о трупах на судах, женщина-кадровик тут же выпалила, что люди работают и все у них хорошо.
«Двухсотые? Это непроверенная информация, ну я о таких случаях не знаю, а какие могут быть опасения у вас? Люди работают и будут стоять на „красной“ — (добыча красной рыбы — прим.ред.) до декабря», — отметила собеседница.
Очень темные дела
Ситуация с судами компании «Эльбрус» это не единичный случай. Отраслевые эксперты говорят, что «закрытый» рынок рыболовного промысла притягивает к себе криминальные элементы, которые быстро устанавливают на судах свои порядки.
Один из сотрудников надзорных органов согласился на условиях анонимности рассказать о положении дел в рыболовецкой области. Он отметил, что для российских рабочих дальневосточные рыболовные суда уже становятся синонимом «дагестанских кирпичных заводов», означающих потогонный труд за «пайку и койку». При этом по его словам, выбор судна это настоящая «русская рулетка» в которой победителю достается нормальный адекватный коллектив, а проигравшему «сумасшедший дом со смотрящим вместо руководителя», чего-то промежуточного между этими категориями нет.
О кадровых бедах рыболовного флота говорит и председатель профсоюза моряков Владивостока Петр Осичанский. Он отметил, что главная проблема рыболовного флота заключается в том, что он крайне непрозрачно ведет дела. Именно поэтому там могут наблюдаться такие случаи как избиения и унижения сотрудников. Однако он подчеркнул, что по поводу «Эльбруса» у них не было обращений.
«Моряки постоянно к нам обращаются по разным поводам. Бывает, обращаются по поводу угроз, невыплат, но такого, чтобы избивали, не было уже давненько. Где-то в 2008 году был похожий случай, тогда даже было возбуждено уголовное дело. По поводу компании, о которой вы говорите, к нам никто не обращался», — отметил Петр Осичанский.
На данный момент интернет-паблики сообщают, что моряка, о котором беспокоился весь дальневосточный интернет, должны вскоре привезти «на землю». Издание будет следить за развитием событий.