Вникнуть в тему, изучить тонкости специализации — вызов для любого журналиста. Однако беседа оказалось неожиданно легкой и захватывающей. О важности географических особенности в системе ценобразования и о том, что же все-такое цифровизация — наука или практика — беседуем с Юрием Левиным.
— Юрий, вас с руками готов оторвать любой зарубежный университет. Почему Школа управления Сколково? Почему Россия?
— Во-первых, я не новый человек в школе Сколково: наше сотрудничество началось еще до того, как был построен Кампус. Я прекрасно помню первую программу, в которой участвовал — это был 2009 год. До конца 2020 года я был приглашенным спикером и профессором на различных программах Школы, включая корпоративные и Executive МВА. Когда ко мне обратились с предложением возглавить Школу, решение далось мне довольно сложно, ведь меня не было в России последние 25 лет. Но сейчас я не жалею ни дня о том, что согласился. Мы реализуем очень много интересных проектов и фундаментально перестраиваем Школу. Был утвержден новый десятилетний стратегический план развития, в котором заложено множество амбициозных целей и задач.
— У вас очень важная и нескучная специализация. Вы — признанный эксперт в сфере управления аналитикой и искусственным интеллектом. Сможет ли Россия в ближайшие годы конкурировать в практическом применении процессов автоматизации с Европой и Америкой?
— Говоря о цифровизации, люди зачастую подразумевают исключительно автоматизацию процессов. Это, безусловно, крайне важный элемент, но не единственный. Автоматизация — это базовый фундаментальный, начальный шаг цифровизации, но реальная отдача ощущается на этапе трансформации всех процессов — как бизнес-процессов, так и управленческих — на основе аналитики данных. Эта именно та сфера, где у всего мира, и у России, в частности, впереди еще много работы.
В то же время уровень внедрения технологий искусственного интеллекта в России очень высокий — на уровне автоматизации процессов многое уже действительно реализовано. Например, технологический уровень российской банковской сферы на порядок превосходит уровень технологического развития банковской сферы Северной Америки и Европы.
Говоря об автоматизации процессов на уровне коммуникации с клиентом и на уровне принятия решений на основе данных, мы, к сожалению, наблюдаем некоторое отставание. Именно в этой области Московская школа управления СКОЛКОВО видит свои стратегические приоритеты: мы готовим функциональных лидеров, способных системно выстраивать стратегию компании на основе аналитики данных и технологий искусственного интеллекта.
— Автоматизация — это про науку или скорее про бизнес?
— Дело в том, что единства в понимании ИИ нет даже среди ученых и разработчиков, и до сих пор это понятие остается весьма абстрактным. В узконаправленном ИИ существуют решения на основе технологий машинного обучения для выполнения сложных прикладных задач, от распознавания изображений и речи до управления транспортными средствами. Здесь речь идет о науке и о разработке новых алгоритмов и технологий. Другая важная задача — внедрить разработанные технологии, и научиться управлять ими в целях повышения эффективности бизнеса. Это сторона практического применения.
Если группа разработки никак не связана с группой внедрения технологий ИИ, то практической пользы никакой не будет. Как раз в России эти две группы специалистов очень слабо связаны, в том числе, в связи с острой нехваткой грамотных управленцев в этой области.
— Юрий, давайте немного отвлечемся. В 2013 году вы стали cообладателем премии INFORMS в области управления доходами и практики ценообразования за анализ ценообразования и стимулирования сбыта. Насколько применимы Ваши методы анализа ценообразования на российском рынке?
— Люди зачастую переоценивают значимость географического положения и национальных особенностей. На самом деле, методы анализа систем ценообразования применимы как в России, так и в любой другой точке мира.
— Вы эксперт, специализирующийся, в том числе, на прогнозировании — как, с Вашей точки зрения, как будет развиваться экономика России в ближайший год?
— Именно потому, что я занимаюсь аналитикой последние 25 лет, я не очень люблю прогнозы. Я убежден, что строить эффективную систему управления компанией, городом или государством гораздо важнее прогнозирования. В условиях быстро меняющейся действительности внедрение процессов управления аналитикой и ИИ принесет гораздо больше пользы бизнесу и экономике России в целом.
СПРАВКА: Юрий Левин занял пост ректора Московской школы управления СКОЛКОВО в конце 2020 года, а до этого более десяти лет сотрудничал с ней в качестве приглашенного профессора.
До назначения ректором школы СКОЛКОВО являлся профессором кафедры бизнес-аналитики имени Стивена Смита в Школе бизнеса Смита (Smith School of Business) в канадском Университете Queen’s (Queen’s University at Kingston), а также исполнительным директором по аналитике и искусственному интеллекту и директором-основателем центра бизнес-аналитики, созданного в партнёрстве с Scotiabank.
В 2020 году экосистема бизнес-аналитики и искусственного интеллекта, созданная под его руководством, получила награду 2020 UPS George D. Smith Prize международной ассоциации в области исследования операций и бизнес-аналитики INFORMS за «эффективную и инновационную подготовку студентов в области практического применения исследования операций и аналитики». В 2016 году был включён в число 40 лучших профессоров мира моложе 40 лет по версии Poets and Quants.
Юрий Левин читает курсы по принятию решений с использованием аналитики, по стратегической бизнес-аналитике и динамическому ценообразованию.