Posted 25 ноября 2021, 23:45
Published 25 ноября 2021, 23:45
Modified 1 сентября 2022, 04:14
Updated 1 сентября 2022, 04:14
В основе этой ситуации три «кита» — структура икорного рынка, проблемы логистики и колебания внешнеэкономических факторов, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Восток-Медиа» глава крупнейшего объединения рыбопромышленников России, ценовое помешательство» на икорном рынке носит временный характер и обусловлено тремя факторами: первый — структура икорного рынка, второй — «логистическое трение», третий — колебания внешнеэкономического барометра.
По словам Германа Зверев, икорный рынок — это «двухэтажная конструкция». «На первом этаже — мороженая икра, которая производится в регионах вылова и является сырьем для изготовления икры, предназначенной потребителю. Здесь нет дефицита. Лососевая путина в 2021 году позволила добыть 538 тысяч тонн лососей — это около 25 тысяч мороженой икры. В этом сегменте существенного роста отпускных цен не произошло», — объяснил президент ВАРПЭ.
Второй ярус икорного рынка — консервированный продукт — икра, закатанная в банки и готовая к употреблению. Именно этом «этаже», по мнению Зверева, лихорадка и зреют условия для подорожания. Производители готовой икры закладывают в цену «подушку безопасности» на случай возникновения перебоев в поставках замороженного сырья.
— Какие страхи могут быть у производителей? Страх транспортных перебоев: стоимость доставки рефконтейнеров резко выросла из-за их дефицита. В целом транспортировка подорожала в четыре раза. Но главное — разрушена стабильность поставок, а рынок всегда реагирует на нестабильность ростом цен, — подчёркивает глава ведущего объединения рыбаков страны — Немаловажную роль играет внешнеэкономический фактор. Рыбная отрасль — как и вся экономика — работает в мировом рынке, ценовые волны мирового рынка доходит и до нас. Прошлогодняя лососевая путина была неудачной, поэтому просели запасы на главном — по ёмкости — икорном рынке в мире — Японии. Япония сама добывает лососёвые и импортирует их из других стран. Международные аналитики отмечают, что положение с запасами переработанной икры лосося в Японии продолжает обостряться. Их общий объём даже по сравнению с прошлым годом снизился настолько сильно, что никакие предупреждения о росте цен не влияют ситуацию.
Герман Зверев уточнил, что к началу сентября, когда фактически стартовал новый сезон промысла осенней кеты на севере Японии, на основных холодильниках страны оставалось лишь немногим более 2 тыс. тонн переработанной икры (запасы сократились на 12%). В сравнении с сентябрём 2020 года, когда уровень запасов и так был низким, — меньше на 40%.
На этом фоне продолжился рост цен. В сентябре цены в Токио на пробойную икру достигли 6836 иен/кг (4443,4 руб./кг). В то же время отпускные цены российских рыбаков на готовую к потреблению икру горбуши держались на уровне 2800 рублей (на 15% ниже, чем в 2020 году, когда было 3300 рублей за кг). При этом на холодильнике в Домодедово (Москва) оптовые цены на икру горбуши на 50–60% были выше отпускных и находились в пределах 4000-4500 рублей за кг.
— С учётом этой ситуации хорошая российская лососевая путина 2021 года разогрела спрос на японском рынке, который сейчас усиленно пополняет запасы. Это привело к увеличению экспортных поставок и усилило страхи переработчиков икры: они опасаются разрыва цепочек поставок. На втором этаже икорного рынка возникли опасения резкой остановки поставок мороженого сырья, которые монетизировались в повышение розничных цен, — отмечает Зверев.
Комбинация этих факторов усилила волатильность рынка и отразилась на стоимости спотовых контрактов. Предновогодние закупки в массе своей ещё не начались, поэтому значимость этого фактора на цену икры пока ничтожна.
— Однако, учитывая быстрое пополнение запасов икры в Японии, можно ожидать коррекции цен на внешнем рынке, а повышение ритмичности поставок снижает уровень страхов трейдеров и переработчиков. Такое развитие событий, помноженное на реальную покупательскую способность населения, позволяет сделать предположение о коррекции цен на икру и на внутреннем рынке, — резюмирует глава ВАРПЭ.