Posted 6 декабря 2021, 04:42

Published 6 декабря 2021, 04:42

Modified 1 сентября 2022, 03:21

Updated 1 сентября 2022, 03:21

Один писатель и два директора — равно Арсеньев? «Гения места» оживят во Владивостоке

6 декабря 2021, 04:42
Спектакль, посвящённый 150-летию Владимира Арсеньева — «Арсеньев. Воля и покой» (16+), покажет Пушкинский театр 25 и 26 февраля 2022 года. Показательно, что в постановке не будут принимать участие профессиональные артисты.

«В рамках проекта „Владивосток. Ожившая история“ Пушкинский театр ДВФУ готовит постановку спектакля и музейную экспозицию, посвящённые жизни и творчеству Владимира Клавдиевича Арсеньева, — рассказал Александр Вовненко, директор Пушкинского театра ДВФУ. — Пьесу написал известный приморский писатель Василий Авченко. В своей работе он основывался на документальных свидетельствах, воспоминаниях современников и книгах самого Владимира Клавдиевича».

По большому счёту, пьеса состоит из девяти монологов. Их произнесут со сцены не профессиональные актёры, нет. Пушкинский театр пошёл иной тропой: воплотить в жизнь образ Владимира Арсеньева были приглашены сам Василий Авченко, а также директор Ботанического сада-института Дальневосточного отделения Российской Академии наук Павел Крестов и директор Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.

«Нам показалось это логичным, — говорит Александр Вовненко, — ведь Владимир Арсеньев был литератором, натуралистом и историком…».

«Арсеньев — и „гений места“, и „гений времени“. Огромная, интересная, важная фигура, а уж на Дальнем Востоке — без всяких преувеличений культовая, — отметил Василий Авченко. — Его читают, уважают, его именем называют улицы, города, реки, учреждения… Но для меня в данном случае было важно увидеть и показать Арсеньева прежде всего как человека. Услышать его голос. Вот почему это — монолог и вот почему в нём минимум слов „от себя“, в смысле — от меня. По большому счёту, моя работа свелась к выбору, композиции и монтажу. Я не думал за Арсеньева, не „вживался“ — в этом не было нужды. Я лишь внимательно изучал его наследие — головой и сердцем».

«Для меня Владимир Арсеньев — прежде всего русский офицер, знавший, что такое долг, достоинство и честь, — говорит Павел Крестов. — На Дальнем Востоке он блестяще выполнил порученную ему работу и оставил огромное наследие. Я глубоко уважаю Арсеньева за то, что сделанное им никогда не позволит даже сравнивать наш Дикий Восток и их Дикий Запад, и за то, что каждый дальневосточник и каждый россиянин может без оглядки и с абсолютно чистой совестью считать эту землю своей».

«Мне ближе всего не роль Владимира Клавдиевича как ученого, преподавателя или кадрового военного, а именно как жителя Владивостока, — отмечает Виктор Шалай. — Нравится думать, что когда-то по этим улицам ходил человек, в обычном городском платье, по своим делам, возможно, не связанным с научной деятельностью, мечтал, размышлял, радовался, горевал… Ведь Арсеньев, как и каждый из нас, нечто большее, чем та профессиональная деятельность, которой мы занимаемся. Мы не только наша работа, мы — дети, родители, друзья… И, надеюсь, что спектакль „Арсеньев. Воля и покой“ поможет это рассказать самой широкой аудитории. Мне нравится думать об Арсеньеве как об обычном человеке в самом лучшем смысле этого слова».

Дополнит проект — и показ спектакля — музейная экспозиция, составленная из собраний Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, Научно-учебного музея ДВФУ, а также картин Юлия Рачёва, иллюстрирующих маршруты арсеньевских экспедиций.