Posted 10 февраля 2022,, 08:43

Published 10 февраля 2022,, 08:43

Modified 1 сентября 2022,, 04:42

Updated 1 сентября 2022,, 04:42

В Приморье бумажные книги поддержали дети, историки и краеведы

10 февраля 2022, 08:43
Книжная индустрия страны заметно пострадала от пандемии коронавируса. В 2020-м российский книжный рынок сократился на 12% и составил 84 миллиарда рублей. Его объём за 2021 год ещё считают — по предварительным оценкам, он может оказаться больше на 13% и составить 95 миллиардов рублей.
Сюжет
Книги

Однако эксперты называют причины, которые помешают в наступившем 2022 –м повторить прошлогодний обнадёживающий тренд. Российские тенденции повторяются и в Приморье, но есть и свои особенности.

Книжную торговлю в регионе язык не повернётся назвать упадочной. Во Владивостоке уже свыше 20 лет ежегодно проходит выставка «Печатный двор». В 2021 году она собрала около 500 издательских, полиграфических, книготорговых компаний Магаданской, Сахалинской, Камчатской областей, Хабаровского, Приморского, Забайкальского краёв, Республики Саха (Якутия), а также библиотеки Дальнего Востока. По словам исполнительного директора выставки Натальи Кузьминой, интерес к мероприятию только растёт, и каждая выставка становится заметным событием в общественной жизни столицы ДФО.

Бумажная книга во Владивостоке до сих пор востребована: за последний год здесь появились две новые профильные торговые точки: магазин детской книги и антикварная книжная лавка. При этом в городе работает ещё с советских времён предприятие «Приморский торговый дом книги», у которого сейчас более 40 магазинов по краю, примерно четверть из них — во Владивостоке. Также действуют магазины «Читай-город», самые крупные в краевом центре. Есть ещё ряд торговых точек, торгующих литературой, правда, книги не являются главным в их ассортименте. Например, во Владивостоке несколько лет назад появились книжные магазины «Плюшкин» хабаровской сети «Мирс», но школьная и офисная продукция занимают не меньше мест на полках, чем книги. Есть и кулуарные, совсем маленькие книжные лавки.

На Марининой и Агате Кристи бизнес в регионах не сделаешь

Эксперты отмечают: если большие сетевые магазины идут по пути расширения ассортимента, желая потрафить всем вкусам, то независимые фокусируются на чём-то определённом, что трудно найти в сетевых магазинах, но востребовано в данном конкретном регионе. И это помогает местным книготорговцам держаться на плаву.

Владивостокский предприниматель Алексей Супранов владеет независимым книжным магазином площадью 30 м². По местным меркам, это небольшое предприятие.

Магазин специализируется на детской литературе, предлагает уникальную ретро-подборку современных книг, воспроизводящих издания советского времени.

— Мы определили для себя нишу, в которой маленькому владивостокскому книжному магазину есть место для манёвра. Это, прежде всего «своя», дальневосточная книга, —говорит Алексей Супранов.

Он отмечает, что большинство покупателей бумажной книги — это взрослые люди, но в последнее время становится всё больше молодых людей. Они покупают краеведческую, историческую литературу и мемуары — всё дальневосточной тематики. Объясняют это тем, что хотят лучше знать историю своего края, им интересны события тех лет, люди, которые здесь жили и работали.

— У нас сейчас активно развиваются туристско-познавательные виды досуга, становятся популярными экскурсионные маршруты по родному краю. Например, стали доступны объекты Владивостокской крепости и тут же мы видим нарастающий спрос на литературу, описывающую историю создания, все события, связанные с ней. У нас стали издаваться книги о Владивостоке, в том числе с использованием уникальных фотографий и архивных материалов, воспоминаний современников; выходят исследования о том, как развивалась приморская столица. И всё это интересно не только взрослым, но и юным горожанам, — комментирует владелец книжного магазина.

Конечно, многие книги имеют электронные версии, но, по словам Алексея, немало тех, кто предпочитают читать книгу, работать с ней. Как выясняется, бумажный формат более комфортен, приятно иметь вещь, а не просто текст на экране гаджета.

Из Москвы нас не видно

Предприниматель считает прошлый год коммерчески успешным, магазин получил доход, на который рассчитывал. Успеху способствовал накопленный эффект от рекламы, кроме того, стало больше клиентов, заказов. Но какого-либо существенного скачка в развитии книжного бизнеса в наступившем году не ожидает, рассчитывая, в лучшем случае, на те показатели, что и в 2021-м.

По его мнению, увеличению продаж мешает удорожание печатной продукции.

— Мы специализируемся на хорошо изданной детской книге. Такие издания идут от 350 рублей, а в среднем обойдутся до 1 тыс. рублей. Дальневосточная литература — это книги больше для чтения, изданы попроще — не столь красочно оформляется и для таких книжек средняя цена — от 500 рублей. Книги всегда дорожали понемногу, но в прошлом году этот процесс значительно активизировался, к концу года полиграфическая продукция подорожала на 15 процентов. За последние пять лет это был самый заметный скачок. К сожалению, эта тенденция продолжается и в этом году, и это неминуемо сократит потребительский интерес, — поясняет Алексей.

Он также указал на чисто региональные трудности, с которыми пришлось столкнуться небольшим книжным магазинам.

— Большая часть книг из нашего ассортимента издаётся в центральной части страны — в Москве, Санкт-Петербурге. Мы работаем иногда напрямую с издательствами, но, к сожалению, есть проблема — не все готовы учитывать возможности малого предпринимательства. Некоторые центральные издательства не работают напрямую с небольшими несетевыми магазинами, мелкооптовый сбыт с региональной доставкой у них не предусмотрен. Хотя формат бизнеса меняется, появляется по всей стране много небольших независимых магазинов, которым не нужны поставки книжной продукции вагонами. Есть единицы издательств, с которыми частникам работать удобно. Например, мы сотрудничаем с компаниями «Захаров» и «Нигма», у которых есть специальные условия для малого бизнеса, — заявил владелец магазина.

В поисках авторов. Интересных и платёжеспособных

Издательства уже сейчас предупреждают, что цены на печатные книги будут расти. Поскольку дорожает не только производство печатных изданий, но и логистика.

— Рост курса доллара не мог не отразиться на стоимости книг — бумагу для печати типографии закупают, в основном, в Китае. Она возросла в цене на 20%, но ещё больше подорожала её доставка — стоимость контейнера за последние два года увеличилась в 10 раз. И ничего не говорит о том, что эта тенденция остановится, — говорит главный редактор научного издательства «Дальнаука» Виктор Сердюк.

Он отметил, что удорожание производства книг снижает не только спрос, а значит и тиражи, но и возможность печататься для местных авторов. А ведь во многом на них делают ставку как дальневосточные издательства, так и книготорговцы местных несетевых магазинов, пополняя актуальной тематикой свой ассортимент.

Издавать литераторов, живущих в центральной части страны, пусть даже они и напишут о Дальнем Востоке, всегда сложнее. Во-первых, их перехватывают крупные московские издательства, а во-вторых, местный рынок им неинтересен, поскольку в регионе мало читателей. Приморские издатели стараются искать местных авторов, которые находят те ниши, которые интересны именно приморцам. И это не только писатели, но и краеведы, историки.

Но у подавляющего числа авторов нет средств, чтобы оплатить расходы на издание книжек. В Приморье есть 3-4 типографии, которые могут печатать книги на должном уровне, как того требует современный рынок. Самое большое количество книг выходит в типографии «ИПК «Дальпресс» — они выпускают в год, в среднем, около сотни наименований книг разных писателей и жанров, тиражом от 300 до нескольких тысяч экземпляров. Тираж в 3 тыс. считается очень удачным для автора, но не каждый может его «потянуть».

— Издать книгу сегодня не дешёво, — поясняет Виктор Сердюк. — Если брать полный цикл издания — с редактурой, изготовлением макета, тиражированием, выпуск небольшой чёрно-белой книги в мягком переплёте, тиражом до 100 экземпляров, обходится в среднем в 100 тыс. рублей. Кто-то ищет гранты, спонсоров. Чаще — просто сокращают до минимума тираж. Как правило, таких изданий в продажу попадут единицы, поскольку какое-то количество отдают в библиотеки, оставляют себе на память, на подарки близким, коллегам. Многие авторы дополняют бумажный тираж электронной версией. Возможно, это повысит узнаваемость литератора, но не коммерческий успех. Еще сложнее начинающим авторам. У них порой нет возможности выпустить свою бумажную книгу даже маленьким тиражом. Издатели сейчас не рискуют выступать благотворителями. Остается электронная версия. А это не самый лучший вариант продвижения.

В домашних библиотеках лидирует бумага. Пока ещё

Согласно опросам, книги в разном количестве сегодня читают 70% россиян, ещё два года назад этот показатель был на четверть меньше. Но и любителей электронных книг тоже немало. И сейчас их число опять начинает расти. Многие сейчас переходят на «звук»: набирают популярность аудиокниги. Удобно. Вставил диск или флешку и тебе прочитают. И всё же эксперты уверены: чтение бумажных книг не исчезнет.

— Появился тренд — молодые люди, 20 лет и старше, стали покупать именно бумажные книги. Причём к этому их подводят электронные сервисы. Подрастающее поколение в соцсетях знакомится с отзывами блогеров о книгах, на всяческих маркетплейсах и интернет-магазинах видят предложения электронных и аудиокниг, начинают слушать и читать книги в электронном формате. А потом, заинтересованные, идут в магазин и выбирают бумажный вариант. Получается, что электронный маркетинг работает на благо печатной книги. И, думаю, что сегодняшнее соотношение, бумаги и цифры как 60:40 сохранится ещё на долгое время.

Время бумажной книги никогда не пройдет, но необходимо поддержать книжную индустрию на государственном уровне. К этому призвал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

— В 2020-м году рынок резко упал и достиг своего дна, самого настоящего. Ещё в апреле 2020 года мы обратились в правительство РФ с тем, чтобы отрасль книгоиздания и продажи книжной продукции признали, как важную и пострадавшую от пандемийных процессов, и она вошла в этот перечень с соответствующими льготами, — сообщил Максим Фатеев.

"