Недавно, говоря о развитии регионов, президент России Владимир Путин сказал, что Запад пытается сделать ставку на так называемую «пятую колонну» в надежде расколоть российское общество. Он уточнил, что «пятая колонна» — это люди, которые зарабатывают деньги здесь, у нас, а живут там, но «не в географическом смысле этого слова, а по своим мыслям и своему рабскому сознанию».
В рамках этого выступления совершенно в ином свете предстает информация, недавно появившаяся в социальных сетях, о подозрительных закупках оборудования для Чукотской окружной больницы (ЧОБ). Очень часто единственным участником закупки на поставку дорогостоящей техники выступает одна и та же британская компания. Редакция проверила данную информацию, и она полностью подтвердилась.
В чем суть? Среди многочисленных закупок для ЧОБ за 2021 год выбираем несколько с наиболее внушительными суммами — обычно это сложное медицинское оборудование. В частности, больница проводила тендеры на закупку концентратора кислорода за 7,8 млн руб, системы ультразвуковой визуализации за 30,8 млн и системы «рентгеновской диагностической передвижной» за 19,6 млн. Оказалось, что единственным участником и победителем всех указанных тендеров стала московская компания «Марли-МТ». В целом, такая ситуация уже вызывает определенные подозрения, однако она становится еще интереснее, если посмотреть на то, кому принадлежит компания-победитель.
По данным выписки из ЕГРЮЛ, единственным учредителем «Марли-МТ» является британское юридическое лицо «СОФА ПРОД ЛТД». И поставила эта компания для Чукотской окружной больницы оборудования уже суммарно на 572 млн рублей. Т.е. «сотрудничество» было отнюдь не разовым.
На самом деле, ситуация довольно типичная для нашей системы госзакупок, где тендеры часто формируются под того самого единственного поставщика с офшорными корнями, где и растворяются потом государственные деньги. На такие схемы довольно долго закрывали глаза, однако в нынешней крайне сложной и нестандартной для нашей экономики ситуации это становится неприемлемым. Мало того, что сама процедура закупки с единственным участником открывает большие просторы для злоупотреблений, так еще и участник этот принадлежит недружественной стране, которая ведет против России экономическую войну. Более того, отчасти на налоги, которые эта компания платит в британский бюджет, финансируются и поставки оружия на Украину. Последствия, думается, всем ясны.
Мы позвонили главному врачу ЧОБ Марине Алексеевне Острась, чтобы уточнить, как такая ситуация стала возможной.
В ходе беседы главврач рассказала, что даже не задумывалась о том, куда идут деньги с проводимых больницей госзакупок.
— Знаете, вот совершенно не задумывалась о том, откуда, если это всё проводится через площадку, — недоумевает Марина Острась, хотя задуматься наверняка стоило.
— При чём здесь недружественная компания? Мы с ними работаем давно, с этой компанией.
Заметим, что главврач упорно пыталась снять с себя ответственность.
— Закупку формирует по необходимости оборудования структурное подразделение — отделение больницы. Либо филиалы, — заявила Острась, хотя именно она руководит окружной больницей.
Возможно, проверка подобных действий со стороны государства не будет лишней. Как верно отмечают в социальных сетях, честные конкурсы — залог эффективного расходования средств и полноценного финансирования больницы, ее региональных отделений и зарплат врачам. Сегодня в условиях, когда и президент и правительство принимают все меры для того, чтобы удержать уровень жизни в регионах, закрывать глаза на подобные вещи просто не представляется возможным. Время жить по-новому.
Печально, что, отвечая на вопросы СМИ, руководитель призналась, что даже не задумывалась о происходящем. До этого много лет и в ус, что называется, не дули, отправляя казенные деньги в стан врага?