Именно импортозамещению была посвящена большая часть заседания инвестиционного совета в Таврическом дворце с участием Татьяны Минеевой.
По словам столичного бизнес-омбудсмена, государство вкладывает в программы импортозамещения немалые средства. В рамках федеральных и региональных программ поддержки правительство предоставляет субсидии на создание новых производств, на закупку оборудования, приобретение спецтехники, а также субсидирует процентные ставки.
В частности, в Москве, как рассказала Татьяна Минеева, уже работает программа льготного кредитования для проектов развития малого и среднего бизнеса, направленных на импортозамещение. Также бизнесу предоставляют гранты до 100 миллионов рублей на развитие инновационного импортозамещения и на покрытие расходов на покупку и лизинг оборудования.
При этом омбудсмен убеждена: вложения в импортозамещение окупятся довольно быстро, ведь компании, покинувшие российский рынок, сократили или обнулили предложение, но спрос остался на прежнем уровне. Окупаемость же обеспечивается тремя важными факторами: размером необходимых инвестиций, доходной частью – сбытом и спросом, а также стоимостью капитала.
Минеева считает, что сейчас в стране создаются предпосылки для ускоренной окупаемости инвестиционных проектов. Непосредственные сроки окупаемости подобных проектов могут быть разными – в зависимости от отрасли и вида производства. Понятно одно: они будут сокращаться, подытожила бизнес-омбудсмен.
Оценить результаты мер, которые принимают сегодня, станет возможным уже в 2023-2024 годах. Быстрый результат обусловлен тем, что к проблеме импортозамещения обратились не сегодня: первые санкции против России ввели в 2014 году. За это время приняли немало важных решений, утвердили перечень программ по импортозамещению. С 2014 года, по словам Минеевой, завершено уже более полутора тысяч проектов по импортозамещению.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей заявила, что ситуация последних месяцев перевела планы по импортозамещению в разряд срочных, потому 2023-2024 годы – это контрольные периоды. Сам же процесс будет развиваться постепенно, поскольку создание и трансфер технологий требуют времени, заключила Минеева.