Пока, все те, кто гонится за кедровыми орехами и начинает их собирать раньше установленного региональным законом сроком, отделываются изъятием всего собранного, приспособлений, помогающих им добраться до заветного «ядрышка», а также административным штрафом. Но вскоре эта практика может поменяться.
Сейчас идет работа над тем, чтобы кедровый орех внести в список стратегически важных товаров и ресурсов. Уже даже подготовлен проект постановления правительства России. Документ позволит расширить статью 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов) и наказывать сборщиков кедровых шишек. Проект постановления разработан «в целях повышения эффективности противодействия незаконному перемещению кедрового ореха через государственную границу Российской Федерации».
В настоящее же время уголовного наказания за перевозку через госграницу кедрового ореха не установлено. Однако с 2019 года по 11 августа текущего года из всех 42,2 тонны вывезенного за границу ореха, по «чистым документам» было перемещено через границу всего 18,1 тонны. Получается, что порядка 24 тонн орехов, или 57% всего вывезенного объема, были перемещены за границу незаконно.
Также в пояснительной записке к документу отмечается, что кедровые леса — уникальные природные пространства, которые ценны тем, что обеспечивают питанием копытных животных, которые в свою очередь влияют на популяцию редких кошек — амурского тигра и особо охраняемого дальневосточного леопарда.
Несмотря на то, что кедр, или как правильно он называется, сосна кедровая корейская, является незаменимым в экоцепочке Приморья, он нещадно вырубался с 1930-х годов прошлого столетия и до 2010 года, когда в регионе озаботились популяцией амурского тигра. Поэтому неслучайно, что через 12 лет вновь озаботились кедром и тигором, так как инициатором нового законопроекта стал руководитель Министерства юстиции РФ и глава АНО «Центр Амурский тигр» Константин Чуйченко.
Вице-премьер Виктория Абрамченко и руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова поддержали законопроект Минюста насчет включения в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов кедрового ореха, нелегальный сбор и контрабанда которого приняли промышленный масштаб.
О том, что есть проблема с малым количеством кедрового ореха, говорит начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ «Земля леопарда» Мария Окулова. По её словам, эта проблема актуальна для Уссурийской тайги, так как орехи должны уходить на корм животным.
«Сосну корейскую называют хлебом Уссурийской тайги, потому что от его урожайности зависит жизнь практически всех обитателей леса на Дальнем Востоке. Потому что именно кедровые орехи являются основой питания как мелких животных: грызунов, зайцев, птиц, так и копытных, в частности, кабанов. От популяции которых зависит благополучие хищников. В том числе амурского тигра и дальневосточного леопарда. Орехами питаются еще и медведи. И от урожайности орехов зависит благополучие всей тайги», — рассказывает Мария Окулова.
Также она добавила, что на данный момент для официального сезона шишкарей еще рано. Однако в новостных сводках уже появляется информация о задержании кедролазов с мешками, полными зеленой кедровой шишки.
Плевать хотели на закон
В апреле этого года в Приморье были внесены поправки в закон «Об использовании лесов в Приморском крае», согласно которому начало срока заготовки кедрового ореха в Дальнереченском, Красноармейском, Яковлевском муниципальных районах, Кавалеровском, Пожарском, Тернейском, Чугуевском муниципальных округах и Дальнегорском городском округе начинается с 15 сентября и длится по 15 ноября. А в остальных муниципалитетах — с 1 октября. Эти даты обусловлены сроком массового созревания ореха.
Однако в конце прошлой недели лесные инспекторы обнаружили ранних шишкарей в Анучинском районе. Они уже успели собрать 10 больших мешков кедровых шишек. При них также были вспомогательные приспособления для добычи орехов — самодельные металлические когти, которые глубоко травмируют ствол дерева и провоцируют его дальнейшую гибель.
За такой варварский метод сбора важного ресурса им грозит всего лишь административный штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей.
Зная о такой безнаказанности, «сезонные бизнесмены» в конце августа начинают публиковать на сайтах-барахолках объявлении и о наборе бригад для работы в тайге. Практически все публикуют «вакансии» от несуществующих ООО и ИП, например ООО «Медведь», ООО «Кедр», ИП Климов А.А.
Условия практически у всех одинаковые — проживание в тайге в бытовках, свет от генератора, питание за счет работодателя. Оплата хоть каждый день, хоть в конце недели, хоть в конце вахты.
«Набираем команду для работы в лесу. Требуются товарищи, легкие на подъем, крепкие, желающие заработать. С четким пониманием, что заработок временный, но довольно существенный если работать. Все расходы беру на себя. Кто будет работать до конца — премия. Дорога оплачивается по прибытию! Все интересующие вопросы по телефону. Сбор шишки. Сергеевка»;
«Нужен опытный кедролаз! Проживание в доме в деревне! В лес на „Датсуне“ каждый день, оплата хоть каждый день после совместной сдачи! Все по-честному!!! Бухать запрещено, можно взять отсыпной день и отдохнуть. Пишите в „вотсап“ круглосуточно, либо звоните до 23.00»;
«Проживание в лесу в больших бараках. На территории барака устанавливается походная баня. Свет от генератора. Работа проходит под контролем умелого бригадира, который расскажет, покажет, поможет и решит возникшие проблемы. Оплата производится по желанию, либо сразу, по факту выполненных работ».
Однако, несмотря на высокую зарплату от 100 до 500 тысяч рублей и все условия, гарантий для самих шишкарей никаких нет — они не защищены ни от несчастного случая, ни от кидалова на деньги. «Работодатели» открыто заявляют, что никаких договоров нет. А что может случиться в тайге без связи — неизвестно. Однако в региональных СМИ и социальных сетях каждую осень можно встретить сообщения от родственников кедролазов, что пропал человек.
Пока поправки в УК РФ еще не приняты, добытчики «хлеба» тайги могут продолжать сбор шишек.
«Заготовка кедрового ореха является важным подспорьем для жителей приморской глубинки. Им это никто не запрещает, но осуществлять такую деятельность необходимо в рамках закона. К сожалению, те, кто пытается начать сезон раньше официального срока, провоцируют на такие же действия и других граждан», — заявлял ранее глава министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Константин Степанов, напомнив, что кроме вреда, наносимого лесному фонду, кедролазы подвергают существенному риску собственную жизнь и здоровье.