Участниками диалога стали представители законодательной власти, губернаторы сибирских и дальневосточных регионов, ведущие эксперты и аналитики, руководители крупнейших российских предприятий, финансовых организаций и образовательных учреждений.
В ходе дискуссии Ирина Ольховская, директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК», говоря о перспективах мировой угольной торговли в период до 2035 года, отметила, что ожидается устойчивый рост спроса на мировом угольном рынке, особенно в странах АТР, где будут расти генерирующие мощности, вводятся новые угольные электростанции, ожидаются высокие темпы экономического роста.
В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Вместе с тем, из них только 65 млн тонн пошли через Дальний Восток, а 13 млн тонн доставлялись через западное направление. Это неизбежное существенное увеличение затрат.
Сегодня профицит специализированных портовых угольных мощностей на Дальнем Востоке составляет более 50 млн тонн в год. Это реальность. В силу того, что с 2022 года российский экспорт переориентируется из стран Европы в страны АТР, ожидается, что основными потребителями российского угля станут Китай, Индия и Турция. Резюмируя свой доклад о возможных тенденциях и перспективах востребованности угля на мировом рынке, Ирина Ольховская подчеркнула, что мировая экономика в целом в ближайшие годы не сможет обойтись без угольной энергетики, в частности, Европа уже отменила «зелёную повестку».
Участники дискуссии обсудили возможные варианты сокращения дефицита провозной и пропускной способности Восточного полигона. БАМ и Транссиб являются единственными транспортными артериями между Западом и Востоком страны, через которые грузы направляются на перспективные рынки стран АТР. Эксперты сошлись во мнении, что необходима консолидация и синхронизация усилий всех заинтересованных участников процесса.