Шесть новелл в одном спектакле объединил театр Уссурийска

19 сентября 2022, 14:38
Перед закрытием сезона — весной нынешнего года — Уссурийский городской драматический театр имени Веры Комиссаржевской порадовал зрителей премьерой спектакля «Мужчины и женщины» (16+). Жанр спектакля режиссёр Борис Бехарский определил как «интимные истории».

В новом сезоне увидеть постановку приморцы смогут 22 октября.

Театр обратился к современной драматургии и к неожиданным сюжетам. Новеллы американского автора Дона Нигро (в переводе Виктора Вебера) — каждая из вошедших в спектакль! — по сути самостоятельное произведение, с четкой точкой в финале. Кроме того, эти новеллы — и снова каждая — обращаются даже не столько к взаимоотношениям мужчины и женщины, сколько к популярным сегодня темам манипулирования, созависимости. Каждая из новелл могла бы стать мини-спектаклем, и по сути так оно и есть.

Борис Бехарский придумал изящный ход: объединил все шесть малых пьес, составивших в итоге спектакль, фигурой психолога-консультанта, к которой приходят герои рассказать о проблеме.

Разумеется, такое решение потребовало и от художника спектакля Светланы Зарубиной нестандартных ходов и приёмов. В итоге она сумела изящно — с помощью целой системы штор и занавесей — оставить на сцене кабинет психолога на все время спектакля и одновременно сделать его почти незаметным. Только луч света в нужный момент высвечивает стол, окно, фигуру за столом и визитёра, а дальше — начинается история.

Например, об ушлой девице, мечтающей не мытьём, так катаньем женить на себе местного юриста (и почти добившейся своего), и собственно о юристе, который и понять не может, как его угораздило сказать «Вы выйдете за меня?».

Об университетском преподавателе, хранящем одну тайну глубоко внутри, и студентке, которая готова на все, лишь бы сделать эту тайну достоянием общественности.

Есть история о молодом предпринимателе, создавшем более чем успешный бизнес — о, вполне легальный, но несколько нестандартный. И о том, как он пытается найти себе пару. Но почему-то потенциальные невесты буквально улепетывают, узнав, чем именно занимается герой и что составляет страсть всей его жизни…

Каждая история внутри спектакля решена режиссёром и поставлена так изящно, аккуратно, искусно, что все шесть запоминаются, производят впечатление — и при этом, что немаловажно, Борис Бехарский сумел (ну, почти на сто процентов) сделать так, что в итоге истории всё же складываются в цельную картину, не оставляя ощущения разрозненности. Почти на сто процентов — потому, что шестая история «Босиком, в ночных рубашках, при свечах» — увы, но всё-таки немного выпадает из спектакля, в первую очередь тематически. Возможно, она будет хороша сама по себе, отдельно, как вариант для малой сцены. Но в спектакле смотрится немного чужеродно, в то время как остальные пять новелл вполне собираются в единое целое, в законченное режиссёрское высказывание.

В каждой из новел заняты не более трёх артистов, и это тоже своего рода вызов. Два актёра на сцене — не спрячешься за партнёра, не сыграешь в полсилы, всё на виду… И артисты Уссурийского театра имени Комиссаржевской справляются с этим вызовом замечательно! Прекрасен Валерий Комаристый в роли адвоката Армитейджа, такой трогательный и не по-адвокатски наивный. Замечательно стервозных героинь сумели создать Ольга Банцеева и Мария Макарова — такие узнаваемые типажи, многие мужчины могут сказать: да, доводилось, еле вырвался…

Отметим, что автором мини-пьес Доном Нигро и выписаны герои именно очень узнаваемо, как в учебнике по психологии. Но именно в такой узнаваемости характеров кроется ловушка для артиста — на сцене его персонаж может стать картонным, ненастоящим. Режиссёру и актерам Уссурийского театра удалось успешно избежать ловушки, их персонажи живые, настоящие, они вызывают сильные эмоции у сидящих в зале.

Особенно хочется отметить работу Сергея Солянникова. Его Клайн просто прекрасен. В образе достаточно всего — и иронии, и здорового юмора, и в то же время трагических нот. Герой искренне не может понять, почему женщины не в состоянии разделить его восторг от той идеи, которую он воплощает в жизнь, не желают вместе с ним выполнять взваленную им на собственные плечи миссию. Сергей Солянников сумел создать образ сумасшедшего учёного, но не злодея, а трагикомичного, даже трогательного в своей одержимости. Замечательная работа. Отлично работает в паре с Сергеем Анна Герус.

По замыслу Бориса Бехарского, герои спектакля, делясь со зрителем своими проблемами, вовлекают его в диалог, в размышления на вечную тему «мужчины с Марса, женщины с Венеры и смогут ли они понять друг друга». Возможно, эти размышления, вызванные увиденным на сцене, в чём-то помогут зрителям, подтолкнут к правильным решениям.

Во всяком случае безучастным спектакль не оставляет никого. «Мужчины и женщины», возможно, и не раскрывают всех своих тайн, но уж точно бередят душу.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Об авторе. Любовь Берчанская — филолог, журналист, более 13 лет освещающий культурные события во Владивостоке и Приморье, член жюри региональной театральной премии имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка. Работала в газете «Владивосток», ее материалы печатались также в «Музыкальном журнале» (Санкт-Петербург), журнале «Страстной бульвар», журнале «Окно в АТР», в «Российской газете» и других изданиях.

 

#Культура #Дальний Восток #Спектакль #Любовь Берчанская #Уссурийский городской театр драмы имени Комиссаржевской #Приморский край
Подпишитесь