Posted 15 декабря 2022, 22:00
Published 15 декабря 2022, 22:00
Modified 15 декабря 2022, 22:00
Updated 15 декабря 2022, 22:00
Понятие «квоты под киль» появилось в России в 2017 году, когда был дан старт первому этапу программы инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. Суть в том, что государство выделило 20% допустимого улова на сельдь, треску и минтай на Дальнем Востоке и на треску и пикшу на Севере. Взамен рыбопромышленные компании брали на себя обязательство заказать промысловые суда на российских верфях, или как вариант — построить береговые перерабатывающие заводы.
Совокупный объём инвестиций по программе инвестквот превысил 240 млрд рублей. Промысловики обязались оплатить строительство 64 судов и 27 заводов. Но, во-первых, более 2/3 заявленных инвестиций — кредиты Сбербанка России, во-вторых — в итоге пока построено лишь 7 судов и 21 завод.
В развитие программы в 2019 году Росрыболовством были организованы первые «крабовые аукционы». При этом 50% крабовых квот на добычу краба, которые выставили на эти аукционы, забрали у их владельцев, буквально годом ранее заключивших договоры с государством до 2033 года. Последний лот ушёл покупателям в 2021 году, всего за 144,2 млрд рублей был продан 41 лот. Победителей «в нагрузку» обязали построить 41 краболовное судно также на российский верфях — их суммарная стоимость оценивается примерно в 60 млрд рублей. На сегодняшний день заказчикам передано 3 краболова.
Первый этап ещё только в самом «разгаре», но в конце прошлого года стало известно, что в 2023 году чиновники решили запустить следующий этап. С соответствующей законодательной инициативой в Госдуму обратилось Правительство РФ.
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части совершенствования механизма распределения инвестиционных квот добычи водных биологических ресурсов) сказано, что он разработан в целях обновления основных производственных фондов с повышением экономической эффективности использования водных биологических ресурсов.
Если перейти к сути предлагаемых нововведений — 24% квот на добычу сельди и минтая в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне планируется выделить под строительство современных судов или береговых рыбоперерабатывающих заводов. Об этом писала «Газета.ru». Одновременно государство намерено организовать новые аукционы с инвестиционными обязательствами, перераспределив 100% квот на добычу дальневосточных моллюсков и прочих водных беспозвоночных и 50% всех квот на добычу крабов.
27 октября 2022 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении. Обязательным условием депутаты всех фракций поставили доработку документа ко второму чтению.
Эта функция возложена в том числе на согласительную комиссию, формулирующую поправки с учётом мнений всех сторон. Возглавил её вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев. На этапе парламентских слушаний он высказал мнение, что новый законопроект должен иметь целью не количество новых судов и заводов, а доступность и разнообразие рыбы для российских граждан.
Подготовка итогового текста ко второму чтению поручена комитету Госдумы по аграрным вопросам под руководством Владимира Кашина
Судьба законопроекта, судя по графику его рассмотрения депутатами Госдумы, решится уже в ближайшую неделю. Но до сих пор нет ясности, будет ли при этом учтён анализ Счётной палаты РФ, презентация которого запланирована на 20 декабря. Он, к слову, проведён совместно с контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации. Это первый пример, когда отчёт СП в рамках контрольного мероприятия будет включать все виды аудита, в том числе стратегического.
Уже ясен один из главных выводов этого аудита: одобрение законопроекта без существенной доработки негативным образом скажется не только на бизнесе и бюджетах прибрежных регионов Дальнего Востока, но и спровоцирует серьёзный рост цен на рыбную продукцию для конечных потребителей. Причина кроется в том, что рыбодобывающие компании уже набрали кредитов на полторы сотни миллиардов рублей и свои издержки ожидаемо заложат в себестоимость рыбопродукции.
«Дальнейший рост закредитованности в отрасли может поставить под угрозу не только выполнение инвестпроектов первого этапа, но и создаст предпосылки для роста цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке, поскольку все затраты инвесторов, связанные с участием в аукционах и реализацией новых объектов инвестиций, ожидаемо будут отнесены на себестоимость», — говорится в заключении СП на резонансный законопроект.