Posted 2 февраля 2023, 22:40
Published 2 февраля 2023, 22:40
Modified 2 февраля 2023, 22:40
Updated 2 февраля 2023, 22:40
И решили они тогда обвести его вокруг пальца, да набить свои карманы боярским золотом. Только не подумали молодцы, что народ честной, прознав про хитрые злодеяния, волнения поднимет, да колья осиновые точить побежит.
Вторую неделю общественность Владивостока шумит, бурлит и охает. Компания ООО «Другое дело», по совместительству владелец участка с кадастровым номером 25:28:030 014:3382 в микрорайоне Патрокл, наплевала сначала на сам участок, а затем и на жителей города. Учредители пытаются обеспечить себе «безбедную старость» в обмен на развитие дальневосточной столицы.
Началось всё с того, что летом 2022 года приморский миллиардер, совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев анонсировал крупные преобразования пляжа в бухте Патрокл. Бизнесмен заявил, что это должно быть «самое крутое общественное пространство в стране». Тогда же он обратился к владивостокцам с призывом объединиться вокруг идеи, ведь только так «можно реализовывать такие проекты, которые на первый взгляд кажутся невозможными».
Только вот оказалось, что не все владивостокцы желают своему городу достойного будущего, да и объединяться как-то не в их интересах.
Владивостокские бизнесмены Алексей Шепелев, Владимир Медведев и Дмитрий Шаланин, собственники ООО «Другое дело» (по данным базы СПАРК-Интерфакс), которому принадлежит весьма крупный участок на побережье бухты, решили, что, раз уж в деле есть слова «миллиардер» и «готов добавить», в первую очередь нужно думать о себе, а не о каких-то там владивостокцах и уж тем более не о какой-то там совести.
Предприимчивые предприниматели в 6 раз завысили стоимость земли площадью 27 638 квадратных метров, требуя от Алексеева 300 миллионов рублей в то время, как сами купили её у ДОМ.рф за 50,3 миллиона.
Изначально «Другое дело» выкупило участок с целью возвести на берегу бухты Патрокл развлекательный парк: беседки, детскую площадку, бар, банный комплекс и верёвочный парк. Но за почти три года на территории появились лишь совсем неприглядные сараи, шлагбаум и парковка, само собой — не бесплатная.
И вот в прошлом году Алексеев предложил компании продать простаивающий участок и сделать благое дело — помочь городу с благоустройством:
— Я им сказал: «Что вы, мол, ерундой занимаетесь? Я давно задумывался о том, чтобы сделать какое-то общественное пространство на берегу. Эта вещь, которая всё никак не может реализоваться у нас в городе, крутое пространство у моря. Давайте продадим?» В ответ услышал: «Ну да, давайте продадим», — рассказал миллиардер.
Первоначально, по словам Алексеева, он общался не с самими учредителями, а с директором «Другого дела». Всё шло нормально, местами даже конструктивно. И вот через некоторое время настал момент личной встречи с Шепелевым, Медведевым и Шаланиным, после которого от «нормально» и «конструктивно» осталось лишь «но».
— Я рассказывал им о проекте, показывал референсы, что хочется примерно сделать на берегу. Говорил, что могут и они как-то вписаться. Но понятно, что баня, беседки и сама идея приватизации общественного пространства не впишутся. Поэтому — «давайте продадите». «Да, хорошо, мы подумаем». Ушли думать. Пока думали, и я думал, что вряд ли они будут жертвовать, им надо что-то заработать. Тогда я добавил к 50 [миллионам] какую-то цифру. Но они наотрез — «не, не, не, не, 300 миллионов и не меньше». И вот дальше мы год общались: откуда 300? Ребят, вы о чём?, — делится Алексеев.
Однако в январе 2023 года бизнесмены всё же сбавили стоимость. Выставили участок на продажу за 250 миллионов рублей. Сумма всё ещё в голове не укладывается. Изменений на участке, не считая сараев, особо никаких не произошло. С момента покупки земли у ДОМ.рф минуло не так уж и много лет, да и, если вспомнить, «Другое дело» было единственным желающим приобрести 2,7 га. Ощущение, будто в комплекте с землёй идут и Шепелев, и Медведев, и Шаланин — по 65 миллионов за каждого.
Практически сразу после покупки участка у ДОМ.рф «Другое дело» побежало в Приморский краевой суд, дабы оспорить кадастровую стоимость. Конечно же, не с лозунгами: «его цена намного выше».
Схема проста: чем больше кадастровая стоимость участка, тем выше земельный налог и наоборот — чем меньше, тем ниже. Снизить кадастровую стоимость владелец территории может через суд, куда и обратились Шепелев, Шаланин и Медведев через иск от их юридического лица.
Согласно судебному акту, ООО «Другое дело» не устраивало несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной цене, что нарушало права компании. Если по-русски — налоги большие, этот клочок того не стоит.
Иск «Другого дела» был удовлетворён, кадастровую стоимость снизили до рыночной. Сегодня она составляет 21 457 864,06 рублей. Выводы делайте сами.
Всё же, почему так дорого? Не в имени покупателя ли дело? А точнее — в его кошельке? «Конечно! Конечно! Конечно!» — уверен Алексеев. Ведь исходя из независимой экспертной оценки, которую заказывал бизнесмен, реальная стоимость участка — 32 миллиона рублей. То есть даже не 50,3, за которые земля досталась «Другому делу».
— Они же купили этот участок у ДОМ.РФ. Вряд ли кто-то там бы разменивался. Пятьдесят миллионов — заведомо смелая оценка. Откуда такая цена, 300 миллионов? У берега моря ни торговый центр ни построить, ни «свечку», ни офис, — возмущённо произносит Алексеев и добавляет: — У меня нет задачи обеспечить безбедную старость этим предпринимателям. У меня задача — задать некоторый тренд, создать крутое место, олицетворение Владивостока. Давайте сделаем это, а не будем обеспечивать безбедную жизнь некоторым предпринимателям.
Также Алексеев отметил, что во время строительства Нагорного парка такого беспредела не было. «Лихие ребята», которые держали на сопке стоянки, без проблем договорились о продаже, аргументируя это тем, что они живут рядом — «хоть детей будет куда сводить». А вот менее лихих Шепелева, Медведева и Шаланина не заботит обустройство города, в котором они живут. Да и до детей им, по всей видимости, никакого дела. Ни до своих (если они вообще есть), ни до чужих. Главное — собрать «дань» с многоимущих.
— Меня по-человечески обижает история, что нужно столько заплатить. Двести пятьдесят миллионов — это стоимость двух очередей в Нагорном парке. Почти двести в виде дани надо отдать. Ну как? Надо же не только в бабле всё измерять. Понимаю, что им надо зарабатывать, но это же не последний способ обогатиться, — недоумённо и слегка расстроенно размышляет многоимущий Алексеев.
А теперь самое интересное — такая ли уж бедная старость ждёт совладельцев ООО «Другое дело»?
Самым «нищим» из всей троицы оказался предприниматель Владимир Медведев. Помимо «Другого дела» он является учредителем ещё четырёх организаций, три из которых — ООО «Медал», ООО «Сиборн ДВ» и ООО «Стройспектр 2000» — совершенно не приносят дохода, а выручка одной — ООО «Юманс-ВЦ», в которой у Медведева 25% — за последний отчётный год составила 26,1 млн рублей, из чего чистой прибыли — 1 млн.
Примечательно, что до бойни за Патрокл господин Медведев уже был знаком с земельным бизнесом. В марте 2010-го он приобрёл два куска владивостокской земли на улице Лесная общей площадью 288 квадратных метров. Подержал у себя 10 лет, в 2021 году продал и почти тут же обзавёлся 1500 квадратами Владивостока на Абрикосовом переулке, 5, что в 3 раза выше площади проданного. Не исключено, что земля на Лесной изначально покупалась для дальнейшей перепродажи по более привлекательной цене.
Алексей Шепелев, бегающий по приморским СМИ с призывами к Алексееву не прикрываться пляжем и жителями Патрокла, от своего коллеги не отстаёт. Более того, они многие годы идут рука об руку, плечо к плечу, «ляжка к ляжке». Список компаний, в которых Шепелев выступает соучредителем, точно такой же, как у Медведева, только на одну строчку больше — предприниматель является единственным владельцем ООО «Юманс», чей доход составляет 0 рублей 0 копеек.
Однако о колоссальной бедности речи не идёт. Конечно, только если нищета не пахнет недвижимостью в Геленджике. Да, да, курорты Краснодара оказались для Шепелева более привлекательными, чем родные приморские. В апреле 2018 года бизнесмен приобрёл там две квартиры и немного земли для садоводства (в доле). Зачем благоустраивать Владивосток, когда здесь ни комнатки, ни участочка. Геленджикские грядки — вот будущее наших детей.
На фоне соратников заметно выделяется Дмитрий Шаланин. У предпринимателя пять юридических лиц, не включая «Другое дело», связанных с торговлей автозапчастями. И все они, за исключением складских помещений ООО «Олимпика», приносят в кассу солидные деньги.
ООО | Выручка за отчётный год | Чистая прибыль |
«Автоолимп» | 14,5 млн рублей | — |
«Аспиа Трейдинг» | 15,5 млн рублей | — |
«Евро Восток» | 16,8 млн рублей | 0,8 млн рублей |
«Дальнобойщик» | 63,8 млн рублей | 20,3 млн рублей |
Земли у Шаланина хоть натирайся. В его собственности пять участков во Владивостоке, Артёме и даже Подмосковье. В столице ДФО же у предпринимателя аж 31 тысяча квадратов на Снеговой. Не исключено, что именно Шаланин был спонсором покупки у ДОМ.РФ участка на Патрокле.
На вопрос о том, что Алексеев планирует делать, если «Другое дело» не сбавит цену, он отвечает не особо обнадеживающе — «Ждать. Просто ждать».
— Я знаю, что в России надо ждать долго. Ну хорошо, ну не будут продавать. Мне просто экономят деньги сегодня. Отложатся затраты на потом. Время на меня здесь работает. Мне особо спешить некуда. Начнём что-то реализовывать. Возведём островок, который резко будет обрываться неблагополучием. Будет ещё больше стимулов к этому идти. Я никуда не тороплюсь, — добавляет миллиардер.
Помощи у властей Дмитрий Алексеев просить тоже не собирается. Уверен, что для него «это плохая история», хоть и признаётся, что взаимодействие с ними «от хорошего, до очень хорошего»:
— Со всеми местными, тем более после Нагорного парка, взаимопонимание есть. И с Олегом Николаевичем [Кожемяко] общался на эту тему. Но вы же понимаете, Олег Николаевич — человек суровый и решительный: сейчас мы у них изымем и всё. Но для меня это будет плохая история. Мне кажется, нужно договариваться. Но всё равно неожиданно, что взаимопонимание с предпринимателями не удалось найти.
Позиции «изъять и всё» придерживаются и жители Владивостока, устроившие в соцсетях целые баталии на тему несправедливости по отношению к ним же самим. Одни предлагают «отнять и передать городу», другие «обанкротить» и, конечно же, «отнять», третьи «показать коммерсам место» и тоже «отнять», четвёртые предлагают «отдать под суд» (за что, правда, неясно), а потом «отнять». Есть и те, кто придерживается других методов: «Да на кол их посадить!», — пишет по всей видимости расстроенная происходящим горожанка. В общем, владивостокцы настроены решительно.
Есть 27 тысяч квадратных метров земли, ООО «Другое дело» со своими 250 миллионами, никуда не торопящийся Алексеев и жаждущие метафорических кровопролитий владивостокцы. Пока предсказать финал земельной схватки достаточно трудно. Также трудно, как и утверждать, что Владивосток всё же дождётся самое крутое общественное пространство на всём побережье России.