Десятилетиями жили в Садгороде в своих домах на своих земельных участках сотни семей владивостокцев. Кто-то в наследство от родителей, а то и дедушек-бабушек участки получил, кто-то купил (и законность сделки ни у кого сомнений не вызывала, в том числе и у госорганов). Жили спокойно — пока не пришла беда, откуда не ждали. Из архива.
Как уже сообщало «Восток-Медиа», недавно почти три сотни семей, проживающие в пригороде Владивостока, в районе Садгорода, получили исковые заявления от Министерства обороны. В заявлениях идёт речь об аннулировании права собственности на земельные участки, а за основу исков взяты документы от 1932-го и 1939 года, говорящие о принадлежности земли военному ведомству.
В распоряжении редакции оказались эти самые «папирусы» — архивные документы фактически вековой давности. Разумеется, их подлинность будут оценивать эксперты во время судебных процессов — а таковых, возможно, не удастся избежать, поскольку просто так остаться без жилья жители Садгорода не намерены.
Якорь для инженера
Если углубиться в историю, то выяснится, что небольшие города-спутники, своего рода зоны отдыха, города-сады архитекторы в России стали создавать в конце XIX-начале XX веков. Об этом пишет Марк Меерович в книге «Градостроительная политика в СССР (1917–1929). От города-сада к ведомственному рабочему поселку». Города-сады, посёлки, участки в которых выделялись под постройку дач, загородных домов чиновникам, инженерам, крепким мастеровым возникали по всей России. А на Дальнем Востоке — в Приморском крае в частности — они становились ещё и дополнительным поводом для того, чтобы высококлассный специалист, врач или инженер, не уезжал со временем в центральную Россию, а оставался в Приморье — ведь здесь у него не только работа, но и дом в городе-саде. В Садгороде.
Цитата из книги Марка Мееровича: «…основателем Анютовского дачного предместья Владивостока на берегу залива Угловой в районе „пионерных“ частных заимок выступило Министерство земледелия. В 1912 г. был составлен и утвержден первый план и произведена разбивка территории в районе 26-й версты Уссурийской железной дороги… в 1916 году новый генплан поселка был переделан, причем уже на основе говардовской идеи (автор проекта — инженер путей сообщения А. И. Булгаков). Поселок получил соответствующее название — Сад-город. „Он, пожалуй, самый первый или один из самых первых дачных поселков на российском Дальнем Востоке, где немногие такие поселки появились позже, чем в Европейской России, хотя летние резиденции состоятельных людей существовали здесь и ранее, с конца XIX в.“ Он, как и многие другие дачные поселки, был включен в сферу функционирования новых форм общественного самоуправления — обществ и комитетов благоустройства, развивавшихся в России, как мы отмечали, в 1900–1910 гг. Подобный комитет был создан в Анютовском дачном районе в 1915 году. В его задачи входили разработка проекта оптимального использования отведенных участков и управление повседневной жизнью поселения».
С приходом и установлением советской власти в Приморском крае идея посёлков для ценных кадров никуда не исчезла, наоборот — развивалась. И документы, на которых основывается министерство обороны, собираясь лишить жилья более трёхсот семей, тоже говорят об этом.
Документы подтверждают, что земельные участки на территории Садгорода были переданы для построения дома отдыха для военнослужащих рядом со ст. Океанская, а также гидродома к Северо-Западу от этой же станции. Согласно постановлению №63 от 20 апреля 1932 года расположенные на участке земли отчуждаются и передаются в ведение Красной Армии, ныне ДВВО, что действительно сейчас принадлежит Минобороне.
Бритва — вещь обоюдоострая
Эксперты, к которым обратилось «Восток-Медиа», признают, что частично эти «папирусы», хоть им и 90 лет, могут иметь силу.
«РФ признала все документы СССР и царской России действующими, главное — чтобы распорядительный орган был правомочен. А вот далее начинаются перипетии с выданными документами, датированные более поздними датами. Это прописано в ФЗ о госрегистрации, ныне в 218 ФЗ. Все „папирусы“ признаются действующими, а вот вопрос — какого художника они за 100 лет не расселили и не выселили, не застроили территорию под что давали — это никого не интересует…», — отмечают эксперты.
Также они подчёркивают, что желание минобороны опереться именно на эти «папирусы» ставит военное ведомство в двусмысленную позицию.
— В документах 1932 года написано: «предоставить для нужд военных такие-то территории», да. Но не только. На военное ведомство теми же документами возлагались обязанности по расселению людей, чьи дома стояли на выделяемых военным участках, по оценке имущества.
А значит, должны быть документы — например, акты, в какую сумму оценены дома, кому оплатили стоимость, кому нет, какие участки изъяли и так далее.
Можно почти наверняка сказать, что таких документов нет, потому что военные по каким-то причинам не стали ни проводить оценку, ни расселять дома. Разве что расселены были участки в непосредственной близости от дома отдыха или на его территории, а также на территориях воинских частей. Эти территории впоследствии, после расформирования частей, передавались местным властям, а те поступали с участками по своему разумению — на них уже наверняка многоквартирные дома не один год стоят, — подчёркивает эксперт, говоря об уязвимости позиции минобороны в этом деле.
Интересно, что на землю под многоквартирными домами Минобороны не претендует, адресуя свои претензии только владельцам частных домов и коттеджей.
Под защитой законной власти
Разумеется, самим жителям «спорных» участков было бы намного сложнее бороться за свои права и свои дома в одиночку. Но на их стороне выступили и правительство Приморского края, и администрация Владивостока, и лично глава Приморья Олег Кожемяко и глава города Константин Шестаков.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко, узнав о сложившейся ситуации, сразу же заявил, что будет отстаивать права граждан и не позволит забрать у них землю. Он провёл встречу с жителями «спорных участков».
— В этой ситуации мы будем отстаивать законные интересы наших земляков. Если люди легально приобретали участки, получали их в рамках государственных программ, строили дома или получили в наследство, конечно, их права будем защищать, — сказал Олег Кожемяко.
Отметим, такой «хитрый ход» от Минобороны может сильно повлиять на степень доверия людей к власти. Очень сильно. И это — в год проведения выборов губернатора в Приморье и за год до выборов президента России! Интересная многоходовочка вырисовывается…
Поэтому губернатор Приморского края сразу принял решительные меры: обратился напрямую к министру обороны Сергею Шойгу — с просьбой помочь защитить права собственников земельных участков, в том числе многодетных семей в районе Садгорода, и разобраться в ставшей неожиданно социально острой ситуации.
— Сергей Кужугетович всегда на стороне людей, этот вопрос затрагивает права почти тысячи человек и он будет урегулирован. Мы вместе с Росреестром, Роскадастром подготовим необходимые документы, чтобы проверить права на индивидуальные жилые постройки, — заявил Олег Кожемяко.
Глава Владивостока Константин Шестаков также недвусмысленно дал понять, что не намерен находиться «над схваткой» и будет защищать права владивостокцев. Он уже обратился по этому поводу в министерство обороны.
— В обращении мы просим рассмотреть возможность передачи этой территории в краевую или муниципальную собственность, чтобы права граждан, которые проживают на этой территории, были соблюдены, — подчеркнул глава столицы ДФО Константин Шестаков.
Как ситуация будет развиваться дальше, пока никто не берётся предсказать. Доведёт ли минобороны дело до массовых исков в суды или нет — вопрос времени. Ясно одно — жители спорных участков надеются, что активное вмешательство Олега Кожемяко в ситуацию поможет им отстоять свои права.
— Администрация предоставила участок моему отцу по инвалидности, который в последствии перешел нам с мужем в пользование. Мы продали квартиру в городе и решили построить дом. Теперь нам пришел иск, с октября живем, как на пороховой бочке, не зная, чем закончится эта история, — говорит лидер инициативной группы жильцов Садгорода Любовь Зубарева. Она подчеркнула, что собственники спорных участков очень надеются на помощь губернатора Приморья. Об этом говорят и многочисленные комментарии в социальных сетях.
«Восток-Медиа» будет следить за развитием ситуации.