Posted 12 апреля 2023, 05:02
Published 12 апреля 2023, 05:02
Modified 12 апреля 2023, 05:04
Updated 12 апреля 2023, 05:04
Третью неделю в Приморской краевой филармонии собирается множество любителей камерной музыки, чтобы послушать классику и новинки от артистов мирового уровня. На сцене уже выступили итальянский тенор Лука Минелли, московский пианист Андрей Дубов, санкт-петербургский дирижёр Эммануэль Ледюк-Баром и другие лауреаты международных конкурсов. А сколько ещё побывают!
В этом году фестиваль посвящён великому русскому композитору Сергею Рахманинову, чей юбилей отмечается на протяжении всего апреля. В программе «Дальневосточной весны» его музыке отведено четыре концерта, два из которых ещё впереди. Но мы предлагаем вспомнить первый концерт-открытие, ведь это было не просто торжественное начало фестиваля — зрители смогли действительно открыть для себя композитора с новой стороны.
Филармония умеет удивлять: в этот раз вниманию публики была предложена малоизвестная опера Рахманинова «Франческа да Римини» (6+), точнее, музыкально-поэтическая фантазия по мотивам произведения. В оригинальном представлении это одноактовая опера в двух картинах с прологом и эпилогом. Но в рамках концерта артисты исполнили пролог и две картины, а также отрывки из Симфонии №2. Как много в себя уместили эти части, сколько лиричности и драматизма в них было!
В основе этой оперы лежит сюжет из пятой песни «Божественной комедии» Данте — история любви итальянских героев Франчески да Полента и Паоло Малатесту. В «Комедии» упоминается лишь их казнь — в круговороте сладострастников, в вечной «метели». Рахманинов же развивает историю пары, обращается к их земной жизни.
Франческа должна была выйти замуж за правителя Римини Ланчотто Малатесту — её отец Гвидо, правитель Равенны, хотел заключить династический брак, чтобы положить конец давней вражде между двумя семьями. Невеста был красива, а вот жених — хром и уродлив. По традициям того времени свататься приехал младший брат, молодой прекрасный Паоло, которого она приняла за Ланчотто, её будущего мужа. Франческа влюбилась в Паоло, он также не устоял перед красотой Франчески. На алтаре она клялась быть верной ему, однако настоящий её муж оказался совсем другим человеком.
На этом трагическая история не закончилась, зато начался концерт. Присутствующие в зале услышали отрывки из писем Сергея Рахманинова, где он наблюдает за странствующим Данте Агильери и даже разговаривает с ним. Авторское слово проникновенно прозвучало в исполнении актёра Приморского краевого драматического театра молодежи Адисона Салахутдинова, а ту напряжённую атмосферу, которая царила, пока Данте шёл по тёмному лесу, даже дождь, отлично передали скрипки, альты, виолончели, барабаны и другие инструменты. Тихоокеанским симфоническим оркестром руководил главный дирижёр Дмитрий Банаев.
Вместе с Данте Сергей Рахманинов, а с ними и зрители, попали в ад, наблюдали все ужасы, которые там происходят, и пришли к тем самым Франческе и Паоло, подобрались к их истории запретной любви, из-за которой возлюбленные и попали в преисподнюю.
Тогда-то началась первая картина, и на сцену вышел один из главных героев — ревнивый муж Ланчотто (партию исполнил Дмитрий Неласов, солист Приморской сцены Мариинского театра). Он размышлял о том, как по наущению Гвидо, отца невесты, его брат Паоло обманул Франческу, и потому она теперь не может полюбить своего настоящего мужа.
«Сомнения нет, увы, ты любишь брата… И вместе с ним смеешься надо мною!» — драматично звучал баритон Ланчотто.
Тогда герой решил проверить, правдивы ли его предположения, и замыслил коварный план: Франческе он скажет, что отправится в поход, и приставит её защищать брата Паоло, а сам затаится и будет следить за двоими.
Красивая Франческа в белом платье, партию которой исполнила приглашённая из Казани солистка Венера Протасова, появилась прямо из зала. Она заверила супруга, что будет покорна его воле полностью. Но не того хотел Ланчотто: любви он ждал, а не подчинения! Их драматичная вокальная перепалка сопровождалась такой же напряжённой оркестровой партией.
И вот пришло время второй картины — той самой, когда возлюбленные навечно прокляли самих себя. Началась она лирично: в комнате во дворце Римини Паоло (исполнял Алексей Михайлов, солист Царицынской оперы из Волгограда) читал Франческе историю о Ланселоте и прекрасной Гиневре, об их прекрасной любви. Эту нежную атмосферу настолько точно передали десятки скрипок и виолончелей, что и зрители на какое-то время будто оказались в замке, где за окнами цветёт весенний сад. А декорации только усилили это ощущение.
Паоло не стерпел и сам попросил ласки. «С тобою ад мне лучше рая!» — воскликнул он. Но счастье быстро прервалось: разъярённый муж, застав сцену, от ревности заколол обоих. Правда, на концерте в филармонии ни поцелуев, ни убийств не было: всё это точно передала музыка.
Так драматично и на удивление быстро завершился концерт. Филармония умело и кратко познакомила зрителей с необычайной оперой Рахманинова. Музыка была отлично исполнена, а продуманная визуальная часть — фон и свет — помогли её лучше прочувствовать.
Отдельное спасибо стоит сказать талантливому дирижёру Дмитрию Банаеву, который мастерски руководил и оркестром, и вокалистами — в результате все артисты максимально раскрылись и гармонично соединились в одном произведении.
Однако и приглашённые солисты привнесли некий колорит, особенно Венера Протасова, солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, заслуженная артистка Республики Татарстан. Кстати, именно Дмитрий Банаев позвал оперную певицу из Казани выступить на приморской сцене. Венера поразила местных зрителей своим голосом и красотой. Как оказалось, эту партию вокалистка исполняла в первый раз, а репетиции проходили всего четыре дня. За такой малый срок поставить такой номер — показатель большого профессионализма!
Несмотря на успех оперы, Венера Протасова заметила, что пока нельзя утверждать, состоялась премьера или нет.
Вообще говорят, что премьера состоялась, когда ты поёшь одну партию три раза. Только тогда можно судить об исполнении, потому что первые разы волнительные, может быть, не всегда удаётся выполнить задачи, которые поставил дирижёр. То есть это премьерное исполнение, поэтому оно требует дополнительных выступлений.
Но артистке понравилась опера, партия подошла ей по голосу, поэтому Венера с радостью готова её исполнить и во второй, и в третий раз, если произведение будут ставить в театре в Казани, либо по приглашению и в других театрах.
Мы ждём новых премьер от приглашённых артистов и, конечно, от нашей филармонии! 9 апреля здесь состоялся концерт приморских виртуозов «О чём поёт виолончель». А в пятницу 14 апреля на сцене филармонии выступит «Российский квартет саксофонистов» (6+) — лауреат телевизионного проекта канала «Россия-Культура» «Квартет 4×4». Завершится фестиваль 28 апреля исполнением музыки П. И. Чайковского — сценической фантазией по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (6+).
Весна идёт — весне дорогу!