О том, как прошло предварительное внутрипартийное голосование, а также о ситуации в Хабаровском региональном отделении «Единой России» в целом мы поговорили с секретарём реготделения, депутатом Госдумы Максимом Ивановым.
Максим Евгеньевич, в чём особенность праймериз в этом году, какие новые подходы и форматы были задействованы?
— Главное новшество, конечно, в том, что голосование проходило полностью в электронном формате. Надо сказать, что формат себя оправдал.
Во-первых, удобно для людей. Каждый, кому не всё равно, кто хочет участвовать в судьбе своего города, мог проголосовать из любого удобного места. Даже если человек был в отпуске.
Во-вторых, электронный формат с использованием технологии блокчейна — это гарантия прозрачности процесса. Никто ни во что не сможет вмешаться. Вопрос снят. Точка.
В преддверии главных выборов в стране (я говорю о предстоящей Президентской кампании 2024 года) — этот момент важно было отработать.
— Сегодня уже можно подвести некоторые итоги — как вы оцениваете прошедшие праймериз: организацию, активность избирателей, активность кандидатов?
— Оцениваю положительно. В голосовании поучаствовали почти 20 000 хабаровчан. Это солидная цифра. Учитывая, что само по себе предварительное голосование — процедура для наших избирателей ещё довольно молодая и не всеми освоенная. Кстати, как раз одно из ключевых направлений нашей работы заключается в том, чтобы ещё раз объяснить людям её суть и её важность.
— Часто избирательные процедуры, даже если речь идёт о предварительном внутрипартийном голосовании, сопряжены с нарушениями, скандалами, которые являются в том числе и частью конкурентной борьбы между кандидатами. Насколько острой была конкуренция в этот раз и как реготделению удалось обойтись без эксцессов?
— Вы знаете, мне кажется, все понимают, что сейчас не время для скандалов. Особенно внутри партии. Да, конкуренция была. Но она была конструктивной. Кандидаты старались представить свои сильные стороны, а не указать на слабые стороны соперника.
Но как по-другому? Сейчас вся страна объединяется и сплачивается вокруг Президента. А «Единая Россия», как партия Президента, должна быть в этом примером.
Поэтому провоцировать скандалы и использовать нечистые методы ведения конкурентной борьбы, особенно внутри пропрезидентской партии — это, как-то даже антигосударственно.
— Не секрет, что у «ЕР» в Хабаровском крае был непростой период в последние годы. Партия на несколько лет утратила позиции главной политической силы на территории региона. Как сегодня обстоят дела в региональном отделении партии, какие шаги предпринимаются или уже предприняты для преодоления этого кризиса? Каковы позиции партии в Хабаровском крае сегодня?
— Действительно, был непростой период. Как вы помните, осенью 2019-го неудачу потерпела наша кампания в Законодательную Думу региона. Где-то недоработали сами. Где-то постарались разного рода деструктивные силы, ввели людей в заблуждение. Но главное, что выводы были сделаны и сейчас мы уверенно возвращаем утерянные позиции.
Когда после поражения на выборах 19-го года партийное руководство доверило мне исполнение обязанностей секретаря регионального отделения партии, у нас в краевой Законодательной Думе было всего два депутата от «Единой России». В городских Думах двух самых крупных городов края «Единая Россия» не была представлена вообще!
Только представьте! Комсомольск-на-Амуре, город Президентского внимания, а представителей Президентской партии нет. Сейчас есть. В краевой Законодательной Думе — полноценная рабочая фракция и наш заместитель председателя. В Хабаровской городской Думе — полноценная фракция и наш председатель. Плюс три депутата «Единой России» от нашего края в Государственной Думе.
Я думаю, что это прямое следствие выполнения нами Президентской линии на консолидацию. Мы смогли показать людям, что мы за стабильность в регионе, что мы готовы к диалогу со всеми конструктивными политическими силами. Считаю, что мы выстроили крепкие, рабочие отношения и с командой губернатора, Михаила Владимировича Дегтярёва. В общем, мы смогли доказать, что мы — партия объединения и созидания, а не партия разрушения и конфликта. Думаю, что люди это заметили.
В общем, можно сказать, что кризис мы преодолели. Чувствуем себя уверенно. Но это не значит, что можно выдохнуть. Доверие людей нужно оправдывать постоянно, в режиме 24/7.
— Какие партия ставит задачи по выборам в рамках избирательного цикла «Осень-2023»? Ведь не секрет, что помимо борьбы за позиции в крупных муниципалитетах для партии это подготовка и к президентским выборам 2024 года.
— То, что осенняя кампания 2023 года станет первым актом президентской кампании-2024 действительно не секрет. Нужно будет проверить и оценить свои ресурсы, прикинуть, где и что можно доработать.
Ну и, конечно же, мы ставим задачу побеждать. В последние три года мы её успешно решали на выборах всех уровней — глав муниципалитетов, депутатов муниципальных собраний, довыборах в краевую и городскую Думу, в Государственную Думу. Будем стремиться удержать этот тренд.