Решение не выдвигать своего кандидата и в каком-то смысле бойкотировать выборы было принято фактически единогласно — при 27 голосах «за» и двух — «против».
В крайкоме КПРФ объяснили, что местные коммунисты намерены пока что «сконцентрироваться на внутреннем самореформировании, чтобы уже в обновлённом виде презентовать себя электорату». Аргумент красивый, но определённо странный. Все крупные политические силы чётко осознают, что выборы в регионах в 2023 году — это возможность для партий провести своего рода тренировку перед выборами президента в 2024 году, отточить тактику, увидеть слабые места и подрихтовать их. Отказ от такой возможности — не самая лучшая стратегия.
Эксперты-политологи сходятся во мнении: отказ от участия в выборах вряд ли улучшит имидж КПРФ в глазах потенциальных избирателей.
— Это решение можно считать аналогом выстрела в собственную ногу, — говорит директор консалтингового центра «Эксперт-групп» Павел Наливайко. — Это больше похоже на попытку скрыть реальное положение дел перед своим, соответственно, федеральным бюро КПРФ. А почему скрыть? Потому что, наверное, коммунисты с момента начала СВО практически не выстроили собственную повестку. Да, конечно, традиционно легко побеждать и интересно участвовать в выборах, когда есть протест, и ты его за несколько месяцев до выборов собираешь в своих руках. Но сложнее, когда нужно повестку фактически выстраивать с нуля, придумывать какие-то форматы, в том числе и по помощи фронту.
Действительно, КПРФ с началом СВО словно потерялась. Партия власти не только поддерживает курс президента, но и развернула масштабную работу по оказанию всемерной поддержки и самой спецоперации, и её участников. КПРФ же делала вид, что стоит в стороне, в итоге партия решила сделать ставку на протестную повестку — но явно не просчитала ситуацию. Те темы, которые до февраля 2022 года могли бы вызвать острую реакцию, сегодня неактуальны и бессмысленны — в тот момент, когда вся страна, весь народ сплотился и объединился вокруг СВО.
Кроме того, эксперты подчеркивают, что кризисные процессы, проходящие в КПРФ в целом, в ситуации в Приморском крае стали видны как на ладони, проявились со всей отчётливостью. Регион стал лакмусовой полоской, демонстрирующей процессы внутреннего разложения и распада в партии. Вместо того, чтобы принимать участие в выборах и тренироваться перед выборами президента РФ, КПРФ фактически капитулирует со странными аргументами.
— На мой взгляд, Анатолий Долгачёв, возглавляющий Приморское отделение КПРФ, постоянно искал повод, чтобы как-нибудь отказаться от участия в этой кампании, — говорит член «Российской ассоциации политических консультантов» Вячеслав Беляков. — У местного отделения партии нет ни сил, ни средств на проведение этой кампании. Тем более что местные коммунисты осознают, что успех 2018 года им не повторить, и не хотят оказаться по итогам выборов на третьем, например, месте. Тем более что после тех скандалов, с которыми теперь так или иначе связано местное отделение КПРФ (арест Артёма Самсонова в чаастности) ни о какой оппозиционности регионального отделения партии и речи нет, и это подтвердили и результаты прошедших в сентябре прошлого года выборов в Думу Владивостока.
Приморское отделение КПРФ погрязло во внутренних разборках, противостоянии и интригах. Разумеется, публично это никто не признает, поэтому для отказа от участия в выборах и выбрана такая обтекаемо-непонятная формулировка.